Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Городец — не просто городок, а город с характером. Характерно уже то, что городчане упорно приписывают основание своего города Юрию Долгорукому, не имеющему к нему никакого отношения. Москву же он основал, а Городец хуже, что ли?

По Городцу нужно гулять пешком, чтобы этот самый характер вернее почувствовать. Впрочем, иначе все равно не выйдет. Самые красивые улицы — или пешеходные, или с таким односторонне закрученным движением, что неизбежно придется парковаться и выходить из машины. Все русские города при Екатерине Великой подверглись перепланировке — улицы выпрямились и стали пересекать друг друга под прямым углом. Упорный Городец императрице не поддался, так что его улочки до сих пор петляют и извиваются по-удельному вольно. От традиции не отступают, и в новых кварталах планировка не сильно прямее, чем в старинной части.

Из местных исторических достопримечательностей стоит осмотреть подлинные древнерусские валы, с которых открывается вид на Волгу, а в оставшееся время погулять, разглядывая многочисленные сохранившиеся домики с фирменной глухой городецкой резьбой. «Глухая» — то есть без прорезей, когда рисунок выступает рельефом на деревянной доске. Из окна машины ничего толком не видно — лишний повод пойти пешком. Особенно хороша улица Рублева. Только пусть название вас не обманывает: Рублев связан с Городцом не больше, чем Юрий Долгорукий. То есть никак не связан.

Впечатляющих памятников архитектуры в Городце не так уж много. Архангельская церковь — вот, почитай, и всё. Собор Федоровского монастыря — хорошая стилизация под XVII столетие — построен совсем недавно. Но городчане твердо решили стать городом-музеем, а они своего всегда добивались. Уже появился целый музейный квартал: Детский музей, где собраны всевозможные игрушки, Краеведческий музей, Музей пряника (вкуснейшие городецкие печатные пряники славились еще в XVIII веке), Музей самоваров. Интересно, что в основе последнего — частная и чуть ли не самая большая в мире коллекция, собранная начальником местной налоговой службы. Если вы были в касимовском Музее самоваров, занятно будет сравнить. В Городце есть даже Музей добра. Не против зла, а скромнее: добра домашнего, полезного в хозяйстве. Экспозиция началась с клада, случайно обнаруженного в купеческом доме: старинные деньги, замки, сосуды — в общем, всяческое добро. Потом добавились другие предметы в том же роде. По мысли создателей музея, посетители должны всерьез задуматься о жизненных ценностях. Возможно, когда-нибудь для полноты картины откроют и музей бытового Зла, хотя вряд ли: несмотря на свой норов, жители Городца чрезвычайно добродушны.

В 2010 году на берегу Волги вырос деревянно-сказочный «Город мастеров»: на грани «древнерусского» китча, но по эту сторону упомянутых добра и зла. Это центр — точнее, комплекс центров — народных ремесел, похожий на потешный Кремль в московском Измайлове. Здесь проводятся мастер-классы по разнообразнейшим народным промыслам: городецкая роспись, золотное шитье, гипюр, жбанниковские игрушки-свистульки, резьба, гончарное дело, плетение из лозы и прочие красоты, забавы и вкусности.

У крепостного вала со стороны улицы Азина находится Святое озеро, издревле почитаемое. Рядом с озером еще в начале XIX века росла старая сосна, которую называли Крестовой. Многочисленные городецкие старообрядцы вешали на нее по праздникам свои медные и бронзовые иконки. Во время гонений на староверов при Николае I дерево срубили, но вскоре на том же месте выросло новое, тоже напоминавшее крест и тоже ставшее объектом поклонения. И тоже погибшее — от удара молнии уже в 1980-х. Сегодня за право называться Крестовой по-городецки упорно соперничают несколько сосен причудливых форм, тянущиеся вверх на городских валах между малиной и крапивой.

Местные особенности

Что привезти из Городца

Деревянные изделия местных мастеров, украшенные городецкой резьбой и росписью, жбанниковские глиняные игрушки, сувениры с золотым шитьем.

Съедобные гостинцы — знаменитые городецкие пряники и чай из иван-чая.

События и праздники

Конец июля — областной фестиваль «Мастеров народных братство». Все бесчисленные промыслы и ремесла Нижегородской области в одном флаконе.

29 августа — день Федоровской иконы Богородицы. По улицам города проходит большой крестный ход. Чудотворная икона после разорения Городца монголами в 1238 году перебралась в «Кострому:/places/33698, но городчане помнят о ней и по-прежнему считают своей покровительницей.

Второе воскресенье сентября — день города. Вернисаж на главных улицах.

История

Первое упоминание о Городце относится к 1172 году. Археологи выяснили: никаких поселений до того здесь не было. Древнерусское население Городца — славяне и финны-меря — собралось по воле князя из разных мест.

Город основан Андреем Боголюбским как мощная крепость для наступления на Волжскую Булгарию. Насыпанные по его приказу земляные валы и сейчас дают почувствовать: это самый древний город Нижегородской области. Пятьдесят лет городчане ходили в походы по Волге и добились своего: в 1221 году булгарские послы приехали в Городец просить мира у князя Юрия Всеволодовича.

Якобы древнее название Городец-Радилов, встречающееся в путеводителях, — это на самом деле путаница, недоразумение. Новгородский летописец просто не понял, о каком из далеких для него Городцов идет речь, и соединил его с волжским городком Радиловым в Тверском княжестве.

Городец был разорен монголами в 1238 году, но быстро восстановился. Именно тут в 1263 году умер по пути из Орды главный союзник ханов на Руси Александр Невский, завещавший Городец своему сыну Андрею. Под властью князя Андрея наступает расцвет города, к сожалению, практически не оставивший заметных нам следов. Андрей Александрович, воинственный, как и его знаменитый отец, посвятил несколько десятилетий самозабвенной борьбе за великое княжение, которую он вел со своим старшим братом Дмитрием Переяславским. Городецкие рати вместе с союзными ордынскими отрядами раз за разом проносились по русским княжествам, снося все на своем пути. Москва тоже была разорена ими в 1292 году, а вскоре Андрей Городецкий наконец-то стал великим князем. Русью он правил из Городца.

Позже город был одним из центров возникшего в противовес Москве великого княжества Суздальского-Нижегородского. В 1392 году московским князьям удалось за огромные деньги выпросить для себя в Орде ярлык на Нижний Новгород и Городец, и тамошние князья еще полвека самоотверженно боролись с москвичами за украденное наследие. Не раз и не два им удавалось вернуть власть себе. В ту эпоху в Городце чеканили свои медные монеты — пула с изображением креста, а городецкий иконописец Прохор вместе со знаменитыми Андреем Рублевым и Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле.

Нашествие на Русь ордынского военачальника Едигея поставило точку в удельном расцвете. В 1408 году московский князь Василий даже отдал полностью разоренный Городец своему родственнику Владимиру Серпуховскому — настолько безнадежным показался ему город. И впрямь, на пятьсот лет Городец стал селом, окруженным валами.

Но его жители не собирались оставаться навеки безвестным селом, как какой-нибудь Городок на Клязьме — прежняя столица Стародубского княжества. Городчане освоили все возможные в их лесном краю промыслы и так преуспели в торговле на Нижегородской ярмарке, что в XIX веке в «селе» было уже 6300 жителей, десять церквей и монастырь. Возвращение городского статуса в 1922 году было простой формальностью.

Rambler's Top100