Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Лучшие документальные фильмы о войне снимают немцы, даже не спорьте. Но лучшие военные мемориалы были созданы советскими скульпторами, и это тоже бесспорно. Монументальные композиции «работают», исправно передавая сквозь время заложенное послание, производя неизгладимое впечатление на зрителей, хотя изменились и времена, и зрители. Для наглядности — сравните Родину-мать работы Вучетича на Мамаевом кургане и, скажем, богиню победы Нику авторства Церетели на Поклонной горе. Чтобы памятник превратился в символ, нужно еще кое-что кроме бронзы или бетона.

Заказчики и авторы историко-мемориального комплекса на Мамаевом кургане преследовали определенную цель: увековечить. Послание потомкам должно было выдержать испытание временем — пусть в 1960-е никто не мог себе представить распад СССР, интернет и википедию, и уж тем паче бывших союзников, считающих Эль Аламейн и битву за Мидуэй главными поворотными сражениями Второй мировой, или российский учебник военной истории, написанный в соавторстве с немцами. Это все мелочи по сравнению с вечностью — даже инопланетянин, невесть каким образом высадившийся на Мамаевом кургане и ничего не знающий о земной истории, при виде мемориала сообразит: здесь произошло что-то очень страшное и очень важное, многие погибли, но одержали великую победу. Послание доставлено.

Именно эта монументальная задача определила место установки главного мемориала Сталинградской битвы. Ведь «высота 102» (название «Мамаев курган» — изобретение одного военного корреспондента, прижившееся, но неверное) была лишь одной из ключевых позиций сталинградского сражения. Кто, кроме военных историков и жителей Волгограда, сегодня знает о Лысой горе, острове Людникова, береге Родимцева, Тракторном заводе и «Красном октябре»? Памятниками отмечены все места страшных сталинградских боев, но главный монумент может быть только один.

Первоначально скульптор Евгений Вучетич планировал установить его на Лысой горе — месте боевого подвига 64-й армии. Лысая гора выше Мамаева кургана на 40 метров, за нее велись непрерывные бои в течение 147 дней, но… помешало расположение: это южная оконечность одного из самых длинных городов России, сюда было бы затруднительно добираться из центра.

Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

А «высота 102» подходила идеально — ровно по тем же причинам, по которым за нее 135 дней шли бои на взаимное истребление: возвышенность в центральной части города, рядом с Волгой.

«С этой высоты нам видно все, — записал немецкий офицер Гельмут Вельц. — На русские оборонительные позиции обрушивается залп за залпом. Взлетают целые гирлянды снарядов. Там уже не должно быть ничего живого. Кажется, так оно и есть. Еще каких-нибудь двадцать метров — и наши уже займут передовые русские позиции. И вдруг в воронках и на огневых точках появляется русская пехота, которую мы уже считали уничтоженной. Глазам своим не верю. Неужели после ураганного огня там еще жива оборона?».

«Противник тоже понимал, что, завладев Мамаевым курганом, он будет господствовать над городом, над заводскими поселками и над Волгой. Для достижения этой цели он не жалел ни сил, ни средств. Мы, в свою очередь, решили во что бы то ни стало удержать Мамаев курган. Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости. Авиабомбы до тонны весом, артиллерийские снаряды калибром до 203 миллиметров переворачивали землю, но рукопашные схватки, когда в ход идут штык и граната, были в тех условиях главным, наиболее действенным и реальным средством борьбы. Мамаев курган и в самую снежную пору оставался черным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии» — из воспоминаний Василия Ивановича Чуйкова, командующего легендарной 62-й армией.

При создании мемориала была нарушена историческая достоверность: в годы войны вершина холма находилась там, где сейчас стоит храм Всех Святых, то есть в 200 метрах от вершины нынешней. Изменения в «конструкции» холма были необходимы для установки гигантского главного памятника.

Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Создание модели памятника было поручено Евгению Вучетичу, главному монументалисту СССР (хотя есть версия, что автором первого, отвергнутого макета был Эрнст Неизвестный). Самые известные работы Вучетича не знает только ленивый или слепой: это «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, «Родина-мать» в Киеве, памятник Дзержинскому, до 1991 года стоявший на Лубянской площади в Москве и, конечно, «Родина-мать» в Волгограде.

Проект главного памятника несколько раз менял сам скульптор — Вучетич не Церетели, он знал, что монументальный жанр должен прежде всего точно передавать идею. Скульптура Родины-матери трагична, она «зовет» — кого? Ведь мы победили! Но после Сталинграда до конца войны оставалось еще два с лишним года, тысячи боев и миллионы смертей. И Вучетич заложил эту идею в одинокую фигуру женщины с мечом, как заложил и образ будущей Великой Победы: доподлинно неизвестно, где Евгений Викторович черпал вдохновение для своего шедевра, но аналогия с античной статуей Ники Самофракийской, богиней победы, просматривается очевидно.

Над столь масштабным проектом, как мемориальный комплекс с множеством знаковых памятников, Евгений Вучетич не мог работать один. В создании исторического ансамбля принимали участие скульпторы М.С. Алешенко, В.Е. Матросов, Л.М. Майстренко, А.Н. Мельник, В.А. Марунов, В.С. Новиков, А.А. Tюренков и архитекторы Я.Б. Белопольский, В.А. Дёмин, Ф.М. Лысов. Инженерной группой руководил Николай Васильевич Никитин — именно он разработал конструкцию фундамента и несущего каркаса гигантской статуи, ему мы обязаны устойчивостью всего сооружения (а также Останкинской телебашни, Главного здания МГУ и стадиона «Лужники»). В общем, к возведению мемориала были привлечены лучшие силы страны.

За проектом следил лично Никита Сергеевич Хрущёв — первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР и участник Сталинградской битвы. В 1942 году Хрущёв был членом Военного совета Сталинградского и Юго-Восточного фронтов, находился в командном эшелоне за Мамаевым курганом, потом на Тракторном заводе. За Сталинград был награжден орденом Суворова 1-й степени. Так что внимание Никиты Сергеевича к проекту было еще и личным. Но главное изменение, которое он внес, было скорее политическим: высота статуи Родины-матери по Вучетичу должна была составлять 36 метров, по Хрущёву — 52 метра. Победил Хрущёв. В итоге общая высота памятника составила 85 метров, на 40 метров выше американской Статуи Свободы, которую по политическим мотивам и требовалось превзойти. Это решение вызвало, в свою очередь, те самые изменения в «конструкции холма» и смещение вершины: для укрепления насыпи понадобились дополнительные 150 тысяч тонн земли.

Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

И тут в третий раз придется упомянуть Церетели: его Петр Первый и Монумент Победы на Поклонной горе выше Родины-матери на 13 и 56,8 метра соответственно. В этом есть что-то глубоко неправильное.

Сооружение мемориала на Мамаевом кургане началось в 1959-м и закончилось в 1967 году. По замыслу авторов, комплекс раскрывается перед зрителем постепенно. От подножия кургана к его вершине ведет лестница в 200 ступеней — по числу дней и ночей Сталинградской битвы. По аллее пирамидальных тополей зритель попадает на Площадь Стоявших насмерть. Памятник «Стоять насмерть», пожалуй, второй по известности после Родины-матери. Солдат с мощным обнаженным торсом (таких среди бойцов, защищавших город, было немного, но в том-то и сила монументального искусства) и лицом командарма Чуйкова смотрит от Волги в сторону наступающего противника. Залитое в гранит Озеро слез, Стены-руины, Площадь Героев с шестью скульптурами — Санитарка, Командир, Моряк, Знаменосец, «Выстояв, мы победили смерть» и «Крах фашизма», далее — монументальный рельеф с изображениями победителей и побежденных… Это все еще увертюра, задающая нужный тон центральной части произведения.

Для многих это Зал Воинской славы с огромным факелом Вечного огня. На стенах — бесконечные списки с именами погибших защитников Сталинграда. В этом круглом зале всегда несет вахту почетный караул, здесь всегда лежат цветы, здесь всегда тихо — и смесь очень сильных чувств накрывает с головой, до слез. Невероятная скорбь, непередаваемая гордость. Стоит прийти сюда ночью, когда отблески Вечного огня пляшут на выложенных стеклянной плиткой стенах — то ли пламя пожаров 1942-го, то ли уютное тепло домашнего очага, к которому все эти люди так и не смогли вернуться.

На одном ярусе с Залом Воинской славы — Площадь Скорби с могилой Василия Ивановича Чуйкова, назначенного командиром 62-й армии за пару дней до начала тяжелейших сентябрьских боев за город и за Мамаев курган. Стойкость и мужество бойцов 62-й армии стали легендой.

Кольцевой пандус ведет выше, к главному монументу «Родина-мать зовет!».

Воинское мемориальное кладбище на территории комплекса не отражает реального количества похороненных здесь солдат. По приблизительным подсчетам, под ногами Родины-матери лежат останки 34 500 человек. «Высота 102» действительно превратилась в курган.

Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

В 2005 году на территории комплекса построили храм Всех Святых, на том месте, где в годы войны находилась вершина Мамаева кургана. К новому храму жители города относятся неоднозначно. Церкви сейчас принято возводить везде, даже там, где их никогда не было. Но к атмосфере военного мемориала, который уже в советское время начали называть святым, священным местом, новый храм ничего не добавил, даже наоборот — он кажется здесь совершенно лишним. В отличие от остальных памятников, ночью храм не подсвечивается.

Местные особенности

Мемориальный комплекс «Мамаев курган» входит в состав музея-заповедника «Сталинградская битва». Его официальное название — историко-мемориальный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Посещение комплекса бесплатное для всех категорий граждан, российских и зарубежных. Ежедневно с 10:00 до 15:30 проводятся экскурсии. Стоимость экскурсионного обслуживания — 250 рублей для граждан РФ и стран СНГ, 400 рублей для иностранцев, для школьников и студентов — в два раза дешевле.

На площадке со скульптурой «Ни шагу назад» находится небольшой киоск с сувенирами.

События и праздники

15 октября — годовщина открытия памятника в 1967 году.
2 февраля — день победы советских войск под Сталинградом.
9 мая — День Победы.
19 ноября — начало контрнаступления советских войск под Сталинградом.

История

Хан Мамай не имеет к кургану никакого отношения, как и само слово «курган» — до Сталинградской битвы никаких захоронений здесь не было. Вопреки распространенной (и даже распространяемой экскурсоводами) версии, до войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на наречии волжских татар это же слово звучало как «мамай». Во время войны «бугор» был обозначен на военных картах как «высота 102». Название Мамаев курган придумал один из военных корреспондентов, и оно странным образом прижилось. Но жители Волгограда до сих пор в обиходе называют эту местность Мамайка.

Бои в районе стратегической «высоты 102» начались 13 сентября 1942 года. Уже 15 сентября Мамаев курган захватили немцы. 16 сентября высоту отбили части 13-й гвардии и 112-й стрелковой дивизии. Тяжелые бои продолжались до 27 сентября, когда фашисты закрепились на западном склоне холма. К середине октября немцы заняли северный и южный склон и завладели вершиной. Казалось, что высота потеряна, но восточный склон с 28 сентября 1942 года до 26 января 1943 года удерживали части 284-й стрелковой дивизии (командир — полковник Н.Ф. Батюк). В октябре — ноябре 1942-го бойцы Батюка ежедневно отбивали несколько атак.

«Сколько раз вершина Мамаева кургана переходила из рук в руки, никто не может сказать. За Мамаев курган бились воины дивизии Родимцева, дралась вся дивизия В.А. Горишного, 112-я стрелковая дивизия И.Е. Ермолкина, и больше всех за него сражалась славная 284-я дивизия Батюка. Полки этой дивизии прибыли на правый берег 21 сентября и 22 сентября уже вступили в бой на рубеже оврага Долгий. Дивизия как бы вросла в Мамаев курган, в его отроги, и сражалась на нем до конца, до соединения 26 января 1943 года с дивизиями генерала Чистякова» — из воспоминаний командующего 62-й армией В.И. Чуйкова.

В январе 1943-го штурмовые группы 284-й стрелковой дивизии выбили противника с вершины Мамаева кургана. 26 января на северо-западном склоне соединились войска 62-й армии, наступавшие с востока, и войска 21-й армии, наступавшие с северо-запада. В результате этой операции окруженная немецко-фашистская группировка была расчленена на две части. На этом месте установлен танк Т-34, первым прорвавшийся на соединение с защитниками города.

Во время боев за Мамаев курган зародилось снайперское движение на Сталинградском фронте, ставшее легендарным.

После Сталинградской битвы на кургане несколько лет ничего не росло, даже сорняки. Таких мест в городе и вокруг него было очень много, самое известное — Солдатское (или Мертвое) поле рядом с дорогой Волгоград — Москва. Но и Мамаев курган был нашпигован осколками и минами. «Можешь играть где угодно, только на курган не ходи», — обычное материнское напутствие маленьким жителям послевоенного Сталинграда. На неразорвавшихся минах и снарядах люди подрывались и в мирное время, пока здесь не был построен мемориальный комплекс.

Rambler's Top100