Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Древнее село Боголюбово, основанное в 1158 году как княжеская резиденция Андрея Боголюбского, по праву входит в перечень исторических городов России. Существует версия, что именно Боголюбово, а не Владимир, следует считать столицей Владимирского княжества во времена правления князя Андрея Юрьевича.

Сегодня это небольшое село с населением около 4000 человек. С XIII века жизнь Боголюбова тесно связана с его «градообразующим предприятием» — Боголюбским монастырем, облик которого сильно менялся на протяжении веков. Синеглавый монастырский ансамбль — главная архитектурная доминанта села.

При въезде со стороны Владимира (а на машине в Боголюбово можно попасть только из Владимира) справа вдалеке виднеется заповедный Боголюбский луг, на котором стоит церковь Покрова на Нерли XII века, а впереди со стороны дороги видны остатки древней крепости: на месте крепостного рва сейчас заросший пруд, а холмы — это бывший крепостной вал.

За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря. Его древнейшая часть — сохранившиеся белокаменные памятники княжеского дворца XII века.

С южной стороны села проходит железная дорога Москва — Нижний Новгород и находится станция Боголюбово.

Местные особенности

На территории Боголюбского монастыря продают сыр и квас местного производства. В селе есть несколько продуктовых магазинчиков. Недавно напротив монастыря открылось единственное на все село кафе «Дача» — кормят более чем сносно. Ближайшие гостиницы — во Владимире.

История

Каноническая история возникновения Боголюбова такова: отец Андрея, князь Юрий Долгорукий, утвердился на киевском престоле, а сына посадил княжить в Вышгороде. Но в 1155 году Андрей, вопреки воле отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря Андрей увез чудотворную икону Богородицы, писанную, согласно преданию, самим евангелистом Лукой. Впоследствии икона получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Связанные с иконой легенды и чудеса, кстати, немало способствовали укреплению политической власти владимиро-суздальских князей.

Итак, согласно легенде, князь Андрей Юрьевич шел с юга в Ростово-Суздальскую землю, везя с собой в Ростов чудотворную икону Богородицы. Вдруг кони, везшие святыню, остановились на месте будущего Боголюбова, и их не могли стронуть с места. Князю, заночевавшему в походном шатре, явилась сама Богородица — она молилась за него Христу, беря его под свое «высочайшее покровительство», и повелела оставить икону во Владимире, что и было сделано — чудотворная икона была помещена во владимирский Успенский собор.

Боголюбская икона Божией матери, XII век. Княгинин монастырь, Владимир. Strana.Ru

Боголюбская икона Божией матери, XII век. Княгинин монастырь, Владимир

Явление Богородицы будущий основатель Боголюбова расценил как согласие высших сил на перенос столицы государства из Киева во Владимир. В честь этого события князь Андрей заказал огромную икону Богородицы, в настоящее время хранящуюся в соборе Княгинина монастыря во Владимире (с 2009 года — на реставрации). Она получила имя Боголюбовской или Боголюбской.

А на месте видения князь в 1158 году начал строительство нового укрепленного града, который был назван Боголюбовым («место богом любимое»), а самого князя прозвали Боголюбским.

Древние легенды обладают особой притягательностью даже для неверующих, которые наверняка заметят, что в XII веке это был исключительно удачный ход, позволивший в короткие сроки укрепить политическое и торговое могущество князя Андрея Юрьевича.

Княжий град Боголюбов стал первым каменным городом в северной части Руси. Если рассматривать факт строительства каменной крепости с политической точки зрения, это был очень дерзкий шаг князя, взявшего под свой контроль устье Нерли, водного торгового пути. Такое «рейдерство» должно было вызвать сильное недовольство старобоярской знати.

По данным современных исследований, во многим подтверждающим выводы знаменитого археолога Н.Н.Воронина, в 1160–1170-е годы Боголюбов был настоящим городом, по своим размерам и значимости сопоставимым с Суздалем, Юрьевом-Польским или Дмитровым. «А поскольку в городе Боголюбове находилась резиденция великого князя, мы обязаны сделать еще один принципиальный вывод: столицей великого княжества Владимирского при Андрее был не город Владимир, а город Боголюбово», — делает вывод историк С.В.Заграевский.

В первый же год строительства князь Андрей возвел две идентичные по архитектуре церкви: Рождества Богородицы в Боголюбово, а в отдалении, на слиянии рек Нерли и Клязьмы — церковь Покрова на Нерли, которой он мог любоваться из окон княжеских палат.

Княжеский дворец занял южную часть города, с севера примкнул посад. Дворец князя отличался сказочным великолепием — летописцы сравнивают его с храмом Соломона. Центром дворцового ансамбля был собор Рождества Богородицы.

«Современник строительства дворца и собора, приближенный князя вышгородский священник Микула, в своей полной трагизма повести об убийстве Андрея с изумлением писал о красоте и драгоценном убранстве храма, его «золотых» полах, окованных «золотом» порталах и дверях, драгоценной утвари. По словам Микулы, князь хорошо понимал силу искусства и приказывал вводить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели красоту храма и выраженное в его богатстве и красоте могущество владимирского князя. Шестью веками позже игумен Аристарх отмечал, что собор был в точности похож на Покров на Нерли», — приводит летописные свидетельства Николай Николаевич Воронин, знаменитейший археолог и историк древнерусской архитектуры.

17 лет владимирского княжения провел князь Андрей в своем загородном замке — продолжении столичного Владимира. Здесь он и был убит в ночь на 29 июня 1174 г. в лестничной башне. Среди «заказчиков» убийства называют бояр Кучковичей — политических соперников князя из семьи его жены. Есть даже версия о том, что убийство Андрея Боголюбского заказали тамплиеры (князь, имевший обширные политические связи с Европой, был настроен против набиравшего могущество ордена храмовников).

«…Лестничная башня — свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбовском замке июньской ночью 1174 года. Израненный заговорщиками-боярами в своей опочивальне, князь Андрей сполз по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. О событиях этой ночи и последующих дней восстания во Владимире и Боголюбове с поразительным реализмом и страстностью рассказывает повесть попа Микулы, использовавшего данные судебного допроса заговорщиков, рассказы очевидцев и свои впечатления о грозных днях мятежа», — пишет Н.Н.Воронин.

Место убийства — двухъярусная башня и примыкающая к ней галерея — единственное, что сохранилось из обширного дворцового строения.

После смерти князя Боголюбов опустел — город перестал привлекать внимание владимирских князей. В 1177 году его разорил рязанский князь Глеб, который со своим войском прошелся по территории крепости и забрал все ценности, какие мог унести. В 1238 году город сильно пострадал во время монгольского нашествия. После разорения татаро-монголами Боголюбов утратил статус города и стал селом.

В покинутом княжеском замке в XIII веке обосновался мужской Боголюбов монастырь, и с тех пор он является «градообразующим» — вся последующая жизнь Боголюбова как населенного пункта связана с ним.

Сохранности села в советское время немало способствовало его включение в Золотое кольцо в конце 1960-х годов.

Rambler's Top100