Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Таруса — живописный островок старой провинциальной России, если не «одноэтажной», то двухэтажной, не выше. Не город — городок, по названию самого популярного тарусского стихотворения Николая Заболоцкого. Целый день стирает прачка, петухи да гуси, девочка Маруся, русская тоска — вроде бы печально, но это печальное очарование целый век влекло сюда писателей и художников, для которых древний городок на Оке стал местом вдохновения и отдыха.

Тарусу обошла железная дорога, и это обстоятельство способствовало тому, что городок сохранил историческую застройку и исторический ландшафт. Точнее, не «обошла», а еще интереснее — строительству воспротивились местные жители, не слишком приверженные прогрессу. Уже возведенное типовое здание вокзала пригодилось для нужд городской администрации, а сегодня это офис налоговой инспекции. В Тарусе действует автовокзал, а ближайшие железнодорожные станции — Серпухов и Ферзиково — расположены километрах в тридцати-сорока.

Большинство городских зданий представляют собой низенькие дома позапрошлого столетия. Ярких архитектурных памятников тут нет, если не считать две городские церкви: центральный Петропавловский собор конца XVIII века и Воскресенскую церковь, заложенную еще в середине XVII столетия, но перестроенную в русском стиле в начале XX. Первый храм интересен еще и тем, что прямо к основному историческому объему, выдержанному в духе раннего классицизма, приделано амбарообразное здание выставочного зала советских времен, когда собор был отдан под дом пионеров. На торце «амбара» — рельеф загадочного содержания, изображающий двух как бы крестьянок с курами на коленях.

Идиллическая деревянная застройка, пара красивых старых церквей, старое кладбище со своими историями, таинственные овраги на окраине — в общем и целом Таруса осталась такой, какой была при Борисове-Мусатове, Цветаевой и Паустовском. Это главные тарусские культурные герои, три имени из длинного списка — от Сумарокова до Чехова и Рихтера с Тарковским. Можно еще прибавить Василия Поленова из ближнего Поленова (туда из Тарусы можно доплыть на теплоходе). Тарусские дали так же важны для живописного «образа русской природы», как волшебный левитановский Плёс на Волге. «Пожалуй, нигде поблизости от Москвы не было мест таких типично и трогательно русских по своему пейзажу. В течение многих лет Таруса была как бы заповедником этого удивительного по своей лирической силе, разнообразию и мягкости ландшафта», — писал Паустовский.

Но все-таки первым номером в списке тарусских «звезд» идет, конечно, Марина Цветаева. В 2006 году это первенство закреплено эффектным памятником в очень красивом месте, недалеко от собора Петра и Павла, в городском парке над Окой — нарядная Марина Ивановна в полный рост, но почему-то босиком. Памятник, кстати, поставлен с подачи Беллы Ахмадуллиной, которая тоже относится к плеяде художественных тарусских дачников. Надо уточнить, что собственная цветаевская дача находилась в окрестностях Тарусы, в Песочном, где позже построили санаторий имени Куйбышева — сегодня он превратился в пансионат «Серебряный век». Непосредственно в городе жили несколько семей, близких Цветаевым, и их дома уцелели. В таком доме, принадлежавшем деду Марины Ивановны Александру Мейну и его второй жене (на улице Розы Люксембург, 30), работает тарусский музей Цветаевых.

Еще одна цветаевская точка Тарусы — осуществленная мечта поэтессы, кенотаф на холме над Окой. В позднем эссе «Хлыстовки», в эмиграции, Марина Ивановна писала, что хочет быть похороненной на старом хлыстовском кладбище, а если это невозможно, пусть там будет просто камень из тарусской каменоломни с надписью: «Здесь хотела лежать Марина Цветаева». Камень установили в 1960-х годах полуподпольными стараниями поклонников, при этом пренебрегли старорежимной орфографией, сторонницей которой была Цветаева. Однако холм, где находится камень, считается местом того самого несохранившегося хлыстовского кладбища.

Виды с высоких берегов Оки очень любил Виктор Борисов-Мусатов, по имени которого назван Мусатовский косогор недалеко от кенотафа Цветаевой. На косогоре — примечательное надгробие над могилой рано умершего художника: такая же неопределенно-тревожная, как его полотна, скульптура то ли уснувшего, то ли утонувшего мальчика. Вид с этого косогора Борисов-Мусатов запечатлел на картине «Осенняя песнь». Рядом с его могилой есть еще несколько плит, но это не кладбище. Вход на настоящее Старое городское кладбище можно найти в конце улицы Розы Люксембург. Там, помимо других значительных и скромных персон, лежат дочь Цветаевой Ариадна Эфрон, поселившаяся в Тарусе после возвращения из лагерей и ссылки, сестра поэта Валерия Ивановна, а также Константин Паустовский и замечательный скульптор-анималист Василий Ватагин.

Имя Ариадны Эфрон открывает еще одну важную страницу тарусской истории. Поскольку город находился «за 101 километром» от столицы, в нем можно было селиться вернувшимся из ссылки и «неблагонадежным» людям. Для самой Эфрон это обстоятельство стало счастливым совпадением с городом материнского детства, а другим, таким как Николай Заболоцкий или позднейшие советские диссиденты, Таруса давала не просто приют, но интеллигентное общество и старинную культурную атмосферу.

Один из официальных добрых гениев Тарусы — многократно упомянутый Константин Паустовский. Его дом-музей с большим прекрасным садом стоит над рекой Тарусой (в Тарусе почти все «стоит над рекой», Тарусой или Окой). Паустовский прожил в городке 13 последних лет жизни, активно «продвигая» Тарусу на всесоюзном уровне. Примерно так: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу». Даже практическое благоустройство тогдашних улиц Тарусы — во многом его заслуга. Сегодня музей Паустовского проводит экскурсии по интересным тарусским местам, в том числе к историческому саду-дендрарию агронома Ракитского или к Ильинскому омуту — месту, которое Паустовский считал одной из жемчужин русской природы.

Еще один прекрасный маршрут для прогулки — так называемая Долина Грез, или Почуевская долина на южной окраине, на левом берегу Оки. Говорят, что название ей дала тоже Цветаева и что это «аномальная зона». Правда, в чем аномалия, объяснить затрудняются — разве что место аномально красивое, похожее на длинный каньон с широким ручьем Песчанкой. И очень любимое художниками.

Местные особенности

Таруса имеет статус природно-архитектурного заповедника и входит в список исторических городов России.

Путешествие в Тарусу можно совместить с поездкой в старинный и не менее живописный Серпухов. На теплоходе по Оке можно доплыть в Поленово — музей-заповедник художника Василия Поленова, что в Заокском районе Тульской области.

Рейсовые автобусы из Тарусы идут в Протвино (30 км), Калугу (70 км), Серпухов (36 км) и Тулу (123 км).

Удобное такси «Ромашка»: тариф по городу — 40 рублей.

В чебуречной недалеко от главной площади и автовокзала продаются великолепные чебуреки с сыром и зеленью, с капустой и с мясом. Со всей ответственностью заявляем, что таких вкусных чебуреков мы не пробовали нигде.

Что привезти из Тарусы

Калужская область издревле славилась вышивкой. В 20-х годах прошлого века в Тарусе была создана артель, продолжившая эту традицию. Изделия, выполненные в особой тарусской технике, можно купить и сегодня.

Тарусский район богат месторождениями кирпичных суглинков, керамзитовых глин, строительных песков и известняков, и здесь делают отличную керамику, в том числе глиняные игрушки. Несколько магазинов, продающих сувениры, расположены на площади Ленина рядом с собором Петра и Павла.

История

Время основания Тарусы неизвестно. На месте современного города на берегу реки Тарусы существовало поселение древних славян. Из него возник город, получивший свое название по имени реки. Возможно, в XI–XII веках Таруса уже была большим городом. Частично это подтверждается археологическими раскопками. Письменные источники говорят, что в эти края ходил военными походами черниговский князь Святослав, и к этому же периоду относятся первые упоминания о городах Козельск, Оболенск и Воротынск — «соседях» Тарусы.

Впервые в документах Таруса упоминается в 1246 году как центр удельного владения четвертого сына черниговского князя Михаила Всеволодовича Юрия, князя тарусского. При нем Таруса приобретает значение важной опорной крепости на Оке. Юрий поставил княжеский двор на берегу реки Тарусы, окружив его высокой стеной из дубовых бревен. Рядом расположилась княжеская домовая церковь, построенная в честь святого Георгия.

В 1375 году три князя — тарусский, оболенский и московский — подписали договор дружбы «как один человек». Объединенные московская, тарусская и оболенская дружины вместе сражались против литовцев. В 1380 году дружины тарусских князей стояли под знаменами Дмитрия Донского на Куликовом поле. Князья тарусские и большая часть их дружин пали в битве с татарами. За неимением наследников в 1392 году Тарусский удел был присоединен к Москве.

В течение всего XVI века на город не раз нападали крымские и ногайские татары. Большое сражение произошло под Тарусой в 1571 году с войсками крымского хана Девлет-Гирея. Защитники не дали врагам прорваться к Москве, но город был полностью разграблен и сожжен татарами при отступлении. В следующем году захватчики вновь появились под Тарусой. В двухдневном сражении русские войска наголову разгромили татарское войско. До начала XVII века Таруса оставалась важной укрепленной заставой «береговой» защиты по Оке на южных подступах к Москве.

Постепенно место Тарусы, крепости-защитника, занял город Алексин, куда для постоянной дислокации был переведен «полк правой руки». Сведения о Тарусе XVII века весьма скудны. Известно, что в середине века в городе, как и во всем Калужском крае, свирепствовала чума. Кроме того, многие жители Тарусы, соблазненные рассказами о богатствах южных земель, подались на юг, так что к 1681 году в Тарусе оставалось лишь 20 жилых дворов. В дальнейшем зависимость Тарусы от более развитого и богатого Серпухова усиливалась. Законодательно зависимость оформилась в 1719 году, когда Таруса была объединена с Серпуховом в один уезд. Фактически Таруса стала пригородом Серпухова. Многие ее жители работали на серпуховских парусных фабриках. Многие из обитателей Тарусы наведывались в Серпухов, а потом объезжали уездные деревни с разным товаром и в тех же деревнях скупали кожи, холст, мед и перепродавали в Москве. Ежегодно летом в Тарусе устраивалась небольшая трехдневная ярмарка, куда привозили ткани, москательные и прочие товары. Сельские жители возили на нее пеньку, охотно скупаемую калужскими купцами для отправки в Петербург.

Положение Тарусы изменилось в 1776 году — она отошла к Калужской губернии как уездный город. К началу XIX века в Тарусе было около 600 жителей, имелось 70 домов, две церкви и один небольшой кирпичный заводик, где работало всего 10 человек. Таруса развивалась крайне медленно. Серпухов, Алексин и частично Москва оттягивали к себе из Тарусы практически всех мастеровых людей различных профессий.

Во время Отечественной войны 1812 года на территории Тарусского уезда военных действий не было, но Таруса стала ближайшей тыловой базой русской армии, снабжавшей ее продовольствием, фуражом, одеждой и боеприпасами. Также в Тарусе были созданы 7 конных «летучих» постов, которые постоянно следили за продвижением французских войск, ежедневно доставляя сведения в Калугу.

С окончанием войны жизнь в Тарусе несколько оживилась, население росло, строились дома. К середине XIX века город начал благоустраиваться. Из 11 улиц и 8 переулков к середине века были замощены четыре. В Тарусе открылось первое уездное училище, больница, аптека, работали бумажно-ткацкая фабрика и кожевенный завод. Развивалась торговля. Оборот ежегодной Петровской ярмарки к концу века превышал 12 тысяч рублей серебром. На главной площади города, на месте деревянных лавок, было выстроено каменное здание, в котором разместились купеческие магазины. К началу XX века каждый десятый житель Тарусы был причислен к купеческому сословию. В то время в городе развивались художественные промыслы, особенно вышивка.

С 1937 года Таруса — районный центр Тульской области, с 1944 года — Калужской. Во время Великой Отечественной войны она была оккупирована немецко-фашистскими войсками с 24 октября по 19 декабря 1941 года.

Rambler's Top100