Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Братск — индустриальный город с долгой предысторией. Статус города он получил только в 1956 году, с началом строительства Братской ГЭС на Ангаре, но с тех пор успел стать промышленным гигантом и вторым по значению городом Иркутской области. В Братске три вокзала и несколько железнодорожных станций. Они относятся к «старому» БАМу — железной дороге, строившейся в 1947-1951 годах. Через два десятка лет ее продолжил «новый» БАМ.

В 1961 году всесоюзная стройка закончилась, и молодой город обзавелся мощной Братской ГЭС — не только эффективной, но и очень эффектной: плотина длиной больше километра и высотой в 127 метров, украшенная по краям двумя впечатляющими барельефами на тему революции и мирного строительства. Фантастическую красоту и размах оценят не только любители индустриальной романтики, но и любой, имеющий глаза. Как ценят их братские молодожены, ищущие, как и в любом другом городе, самый красивый фон для памятных фотографий. Чтобы осмотреть циклопическое сооружение в полноте, надо перейти Ангару по дамбе, сразу за дамбой спуститься к обрывистому берегу реки — оттуда плотина ГЭС видна целиком. Дорога по плотине открыта для пешеходов, но огорожена сеткой. Виды оттуда головокружительные. Прогулка выйдет незабываемая, но экстремальная для тех, кто страдает высотобоязнью. Импровизированная смотровая площадка — утоптанный пятачок без всяких ограждений прямо над Ангарой.

Один исторический сюжет влияет на атмосферу этого места: под затопление пошла значительная часть старинных обжитых приангарских земель. Людей расселяли, но не все захотели покинуть родные дома. В общем, почитайте повесть иркутского классика Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Глядя на разлив Ангары и широкое Братское море, трудно не вспомнить о том, что скрыто под толщей воды. Немногочисленные спасенные дома старого Приангарья сегодня можно увидеть в выставочном комплексе «Ангарская деревня», на краю Братска.

Под снос и затопление пошли не только 118 поселений, но и Братский острог, построенный на Ангаре в 1631 году. Новая история Братска просто смыла старую. Правда, в городе сохранились советские дома середины века и даже своеобразные здания, которые можно считать сибирским деревянным вариантом сталинской архитектуры — например, ДК «Транспортный строитель».

Город, построенный при ГЭС, имеет своеобразную планировку. Он сложен из нескольких поселков, образовавших три городских округа — Центральный, Падунский и Правобережный. Округа заметно отдалены друг от друга: между Падунским и Центральным около десяти километров. Не стоит удивляться, когда городской автобус внезапно выезжает за черту города и едет по тайге — он едет из Братска в Братск. Дороги в городе и вокруг него отличные. Есть сооружения необычного вида — такие, как громадный Мемориал Славы в виде двух высоких ребристых лопастей. Не зная, что они символизируют языки вечного огня в честь 30-летия Победы, понять замысел скульптора нелегко.

Братское водохранилище — второе по объему в мире (после африканского водохранилища Кариба). Горожане называют его Братским морем, ловят в нем рыбу, купаются и отдыхают на песчаных берегах. Побережье на востоке от Братска находится в очень благоприятной, практически курортной природной зоне: нетронутая тайга, тишина, ягоды и травы, чистый воздух и вода, в том числе минеральная «Братская». Сегодня окруженное тайгой «Братское взморье» с огромными песчаными пляжами — один из самых известных санаториев Иркутской области.

А вот в самом Братске с экологией не очень хорошо. Трудно ожидать иного, когда здесь работают Братский алюминиевый завод — крупнейшее в мире алюминиевое производство, завод ферросплавов, хлорный завод, фанерный завод и еще несколько серьезных предприятий. Неприятная деталь: если ветер дует со стороны Лесопромышленного комплекса, воздух в городе приобретает ощутимый специфический запах.

Местные особенности

В Братске дешевое и удобное такси, к тому же приличные расстояния внутри города, поэтому такси очень востребовано.

На просьбу «отвезти к железнодорожному вокзалу» таксисты Братска ответят вопросом: «К какому именно?» В городе их три — Анзёби, Гидростроитель и Падунские Пороги. Последний ближе всех к аэропорту. Большинство поездов на Северобайкальск отправляется именно с него. Перед началом поездки не забудьте точно узнать, какой из трех вокзалов вам нужен.

Туристов в Братске немного, но город — важная транзитная точка для путешественников. Международный аэропорт плюс Байкало-Амурская магистраль — главный способ добраться до города Северобайкальск и северной оконечности Байкала. Из аэропорта Братска регулярно летают самолеты до Иркутска, Улан-Уде, Красноярска.

История

В 1623 году отряд из сорока казаков-землепроходцев во главе с Пантелеем Демидовым Пендой преодолел речные пороги и открыл для России эти труднодоступные земли на берегу Ангары. Казаки собирали дань с местного населения — соболя, серебро и прочие местные богатства. В 1630 году Максим Перфильев для закрепления земель строит здесь небольшую крепость — Братский острог, «острожек». Название пришло от русского названия бурятов — «браты», «братья». Острог был и оборонительным сооружением, и жилищем. Служилые люди по-прежнему собирали дань, а также развивали земледелие, незнакомое коренным народам. На Ангару из России отправляли ссыльных крестьян. Периодически они бунтовали и пытались бежать, но их возвращали.

Острог несколько раз менял свое местоположение. Всего Братск переезжал четыре раза.

В 1656-1657 годах в Братском остроге зимовала экспедиция воеводы Афанасия Пашкова вместе с арестованным протопопом Аввакумом. Аввакум красочно изложил свои братские злоключения: «Кинули больнова в студеную тюрьму, соломки дали немношко. Сидел до Филипова посту в студеной башне; там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья всяко! Что собачка в соломе лежу на брюхе: на спине той нельзя было; коли покормять, коли нет. Есть тово после побои тех хочется, да веть су неволя-то есть: как пожалуют, дадут… Не умывался веть, да и кланятися не смог, лишь на крест Христов погляжу, да помолитвую. Мышей много у меня было, я их скуфьею бил, — и батошка не дали! Блох да вшей было много. Хотел на Пашкова кричать: «Прости»! да сила божия возбранила, — велено терпеть. В шестую неделю после побои перевел меня в теплую избу».

В 1675 году Братский острог впервые посетило проездом русское посольство, направлявшееся в Китай. Глава посольства Николай Спафарий записал свои впечатления: «А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока. А вытекала из степи, а по ней живут пашенные крестьяне и браты. И от Брацкого острога реку Тунгузку называют Ангарою». Это было первое, но не последнее посольство, проехавшее через Братск — впоследствии практически все послы ехали или возвращались этим путем.

Со временем острог потерял военное значение и превратился в село Братско-Острожное, или просто Братское, позже — Братск. Селения на Ангаре жили уединенно и богато, пока в 1917 году в Братске не установилась советская власть. В 1919 году в Братской волости шли ожесточенные бои с отрядами Колчака.

Переломным в истории Братска стал 1946 год: советское правительство принимает «Постановление об организации управления ангарского строительства». 23 сентября 1954 года было решено строить на Падунских порогах Ангары Братскую гидроэлектростанцию. Через год стройка получила статус всесоюзной. Параллельно шло выселение поселков, которые попадали в зону затопления. Всего было выселено и перевезено на новое место 119 поселков, включая старый Братск. 26 июля 1961 года началось наполнение Братского водохранилище. В самом Братске днем рождения Братского моря принято считать 1 сентября 1961 года. Последний гидроагрегат Братской ГЭС пущен в 1964 году.

Rambler's Top100