За первую сотню лет своего существования Третьяковская галерея успела превратиться в хранилище национальной мифологии. Как у Пушкина, «здесь русский дух», и подлинный, и лубочный. Сейчас появилась возможность переосмыслить собрание Третьяковки – коллекции, которая возникла в то время, когда огромная страна формировала новое представление о самой себе." /> За первую сотню лет своего существования Третьяковская галерея успела превратиться в хранилище национальной мифологии. Как у Пушкина, «здесь русский дух», и подлинный, и лубочный. Сейчас появилась возможность переосмыслить собрание Третьяковки – коллекции, которая возникла в то время, когда огромная страна формировала новое представление о самой себе."/>

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Закон визуального восприятия: образы, которые видишь на каждом шагу, замыливают глаз и становятся невидимыми. С Третьяковкой приключилась похожая история: мишки на дереве, три богатыря, девочка с персиками, незнакомка и московский дворик почти превратились в набор образов с конфетных оберток или, в лучшем случае, с плохих репродукций в школьных учебниках. «Явление Христа народу», «Иван Грозный убивает своего сына», «Грачи прилетели» — уже и не картины, а мемы, устоявшиеся давно и прочно.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Еще при жизни собирателя, Павла Третьякова, его коллекция приобрела статус главной галереи национального изобразительного искусства — даже Русский музей в Петербурге, созданный в 1895 году по «госзаказу», проиграл в популярности частному собранию. Детей в школах учат любить родину по картинкам из Третьяковки: природа у нас — как у Левитана, весна — как у Саврасова, море — как у Айвазовского, медведи — как у Шишкина, сказки — как у Васнецова.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Это чуть не вышло Третьяковке боком: сокровищница национальной живописи почти превратилось в хранилище лубочных образов «русского духа». Проникая в мозг с детства, они трансформируются в некие константы. Историк, глядя на тех же васнецовских «богатырей», усмехнется: такие родные, самобытные, аутентичные, эти богатыри бесконечно далеки от исторической правды. Васнецов создал сказочный образ, историю досочинил народ. С этой яркой сказкой сливались и шедевры подлинно исторической живописи, такие как «Утро стрелецкой казки» или «Боярыня Морозова». Неудивительно, что большинство москвичей, имеющих неограниченный культурный выбор, не возвращались в Третьяковку со времен школьных экскурсий, хотя, приезжая в Петербург, ходили в Русский музей — его коллекция предлагала не такой «детский» набор образов.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Все изменилось в последние годы. С приходом нового директора Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея стала не просто «модным местом». Теперь это живой культурный центр мирового уровня, выставки которого собирают «всю Москву» и становятся поводами для жарких дискуссий об искусстве.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Главное — новая культурная политика галереи буквально открыла посетителям «замыленные» глаза, дав возможность увидеть привычное и якобы давно известное с новой стороны. Самый яркий пример — знаменитая выставка Серова, а потом и выставка Айвазовского: они показали не только полотна знаменитых мастеров, но и зрителя, заново осознающего отечественное искусство. Теперь в Третьяковку с любопытством идут не только простодушные «гости столицы», желающие увидеть «Бурлаков на Волге» (а они, сюрприз, висят в Русском музее), и иностранные туристы в поисках живописных дополнений к Tolstoy, Dostoevsky и Chekhov. Живая галерея открывает свои залы для величайшего мирового искусства — такого, как картины из Ватиканской пинакотеки, приехавшие в Москву в ноябре 2016 года. Ангелы Мелоццо да Форли, почти никогда не покидавшие папских залов, играют по соседству с «Троицей» Рублева.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

В Третьяковке больше 60 залов — это немного, при желании можно обойти всю галерею за день. Вокруг музея очень приятно гулять — Лаврушинский переулок уже давно стал пешеходной зоной с «элитной недвижимостью», но патриархальный квартал в Замоскворечье хранит остатки старинного московского обаяния. Прекрасные храмы, купцы-благотворители, «Россия, которую мы потеряли» — все это можно воспринять всерьез, если восстановить на местности исторический контекст. Вспомнить, например, что частью этой потерянной России был и Павел Михайлович Третьяков — богатейший, при этом прекрасно образованный потомок купца Елисея Третьякова, приехавшего в Москву из уездного Малоярославца.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Величайшая ценность музейного собрания — древнерусские иконы. Все помнят о главном сокровище этого раздела — о рублевской «Троице», но не все знают о том, какая великолепная детективная мифология сложилась вокруг русских икон и конкретно Андрея Рублева не издревле, а в самое что ни на есть советское время. Еще сто лет назад, в 1912 году, в учебнике «Храм Божий и церковные службы» протоиерей Николай Антонов упрекал древнюю иконопись за «неподвижность рисунка, суровость ликов, аскетическое выражение их и непропорциональность», связывая это с «византийским стилем периода упадка», преодоление которого «прогрессивными иконописцами» началось лишь в конце XVII века. Парадокс, но до революции государственная церковь с недоверием относилась к древней иконописи, слишком уж любимой староверами. И кто знает, какой части русской истории мы могли лишиться, если бы в 1913 году Третьяковскую галерею не возглавил Игорь Грабарь. О том, как спасали древние иконы после революции, мы подробно рассказали в статьях «Замкнутый круг Андрея Рублева» и «Последняя обитель Андрея Рублева».

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Возможно, после осмысленного посещения Третьяковки возникнет желание увидеть фрески Рублева в Успенском соборе Владимира и в Успенском соборе Звенигорода, или посетить московский Музей древнерусского искусства в Спасо-Андрониковом монастыре, или отправиться в Троице-Сергиеву лавру, где годуновский список «Троицы» находится не в музее, а в исторически достоверном храме.

Игорь Грабарь в своей знаменитой «Истории русского искусства» поставил икону — древнерусское «умозрение в красках» — в центр внимания культурного сообщества, считая, что открытие этого еще незнакомого искусства и всеобщее увлечение им неизбежно наступит в ближайшем будущем. И оказался замечательно прав. Тесную связь между древнерусской иконой и русским авангардом ХХ века, о которой в советское время знали (но боялись говорить) только продвинутые искусствоведы, сегодня можно обнаружить самостоятельно, даже не покидая пространства Третьяковки — достаточно переместиться из красно-белого терема в Лаврушинском переулке в Третьяковскую галерею на Крымском валу, где представлено русское искусство ХХ века. Там, рядом с великолепием «Василия Блаженного» Лентулова и ликами советских мадонн — икона мирового современного искусства, первый из «Черных квадратов» Казимира Малевича.

Еще один важный момент: при Третьяковке есть действующий храм-музей — церковь святого Николы в Толмачах. Помимо прочих икон, там находится знаковая святыня России — Владимирский образ Божьей матери, привезенный на тогда еще дикий северо-восток Руси князем Андреем Боголюбским в XII веке, когда Русь перестала быть Киевской, а новое начало нуждалось в новых символах.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Местные особенности

В состав Государственной Третьяковской галереи входят следующие музеи и здания:

- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
- Третьяковская галерея на Крымском Валу
- Инженерный корпус (временные выставки, конференц-зал, лекционный зал)
- Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
- Музей-квартира А.М.Васнецова
- Дом-музей В.М.Васнецова
- Музей-мастерская А.С.Голубкиной
- Дом-музей П.Д.Корина

Москва. Третьяковская галерея на Крымском Валу. Фото: Татьяна Никритина. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея на Крымском Валу. Фото: Татьяна Никритина

Режим работы, стоимость посещения и экскурсии

Режим работы:
Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00)
Четверг, пятница — с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00)
Выходной — понедельник

Стоимость посещения

Для иностранных граждан: взрослые — 400 рублей, льготные категории — 150 рублей.
На льготы имеют право учащиеся средних и средних специальных учебных заведений, пенсионеры, члены Союза краеведов РФ, Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры «Ордена Славы», преподаватели детских художественных школ системы МК РФ, студенты вузов РФ.
Некоторые категории граждан (длинный список) имеют право на бесплатное посещение всех экспозиций Галереи при предъявлении соответствующих документов.

Экскурсии

Стоимость экскурсионного обслуживания можно посмотреть в соответствующем разделе на сайте Третьяковской галереи.
Продолжительность организованной экскурсии — 1,5 часа.

События и праздники

Широко отмечается Международный день музеев — 18 мая, а также альтернативный молодежный вариант — Ночь музеев. В эти дни посещение всех экспозиций бесплатное.

Особенности посещения

В здании галереи есть два кафе. Правда, работают они, по нашим впечатлениям, не очень стабильно — внезапно может оказаться закрыто.

История

Создатель галереи — московский купец Павел Михайлович Третьяков (15/27 декабря 1832 — 4/16 декабря 1898). Первоначальное название, «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», не прижилось, имя Сергея Третьякова забылось, и вся слава совершенно заслуженно досталась одному человеку, Павлу Михайловичу, — великому меценату, посвятившему свою жизнь русскому искусству.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Семье Третьяковых, крупных торговцев тканями, принадлежало пять лавок в Торговых рядах на месте будущего ГУМа и дом в Замоскворечье — купеческом районе Москвы, прославленном Островским. В середине XIX века, когда вся Россия переоделась из домотканых холстов в яркие фабричные льны и ситцы, на этом возникло немало миллионных состояний. Собирание живописи для купцов новой формации было тогда делом обычным — и Козьма Солдатенков, занимавшийся, правда, не льном, как Третьяковы, а шелком и хлопком, в то время уже вовсю коллекционировал картины русских художников, позже ставшие гордостью Румянцевского музея.

Первые полотна старых голландцев Павел Третьяков купил на знаменитой Сухаревке в 1854 году, а спустя два года твердо решил собирать только отечественных авторов. В основу будущей галереи легли «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. И хотя не эти работы составили нынешнюю славу Третьяковки (Шильдер позже набил руку на скучноватых портретах членов императорской семьи, Худяков уехал учиться в Италию, но своими полотнами на исторические темы так и не прославился), да и борьбу с финляндскими контрабандистами Российская империя, как мы знаем, в итоге вдрызг проиграла, однако покупка этих двух картин начинающим коллекционером оказалась событием огромной культурной значимости.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Уточним: с именем Павла Третьякова связана не только московская галерея. В 1866 году в Костроме он построил льняную мануфактуру с огромной ткацкой фабрикой и льнопрядильней, существующую по сей день. А в 1869 году братья Третьяковы купили участок в Китай-городе и построили там комплекс зданий, организовав проезд между Никольской и Охотным рядом, получивший имя Третьяковского. За это им сейчас благодарны все ценители сверхдорогого московского шопинга.

В собирании живописи Третьяков был столь же активен, как и бизнесе: сам заказывал для галереи портреты великих русских литераторов лучшим художникам, был одной из финансовых опор Товарищества передвижных художественных выставок, и (при всей своей экономности и расчетливости) то, что казалось ему важным и нужным, вроде туркестанской серии картин Верещагина, покупал целиком и за большие деньги. Когда места для картин стало не хватать, Павел Третьяков пристроил к дому новые залы специально для экспонирования.

Постепенно вокруг Третьякова сложился круг людей, объединявший художественный мир России и деловую элиту. Связи бизнеса переплетались с культурными: женой Павла Михайловича стала Вера Мамонтова, двоюродная сестра знаменитого мецената Саввы Ивановича.

В 1892 году, после смерти брата Сергея, бывшего в 1877-1881 годах московским городским головой, Павел Михайлович передал свое собрание вместе с частью дома в дар Москве. Приняв это решение, Третьяков нарочно уехал за границу, чтобы не слушать благодарностей и не участвовать во всяческих торжествах по поводу своего дара. А вот в пополнении уже «не своей» коллекции он принимал участие до самой кончины в 1898 году.

Знаменитый фасад в русском стиле, созданный по рисункам В.М.Васнецова, и барельеф с Георгием Победоносцем, святым покровителем Москвы, был построен уже после смерти основателя галереи, в 1902-1904 годах.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Формирование собрания галереи протекало вовсе не гладко, и всегда было причиной горячих общественных споров. Так, к примеру, известный искусствовед Михаил Петрович Боткин возмущенно писал в газете «Время»: «Зачем было покупать «Аленушку» В.М. Васнецова, когда эта вещь говорит скорее против художника, чем в пользу его? Я бы еще понимал купить эту «Аленушку» при случае за 500 руб., за ее настоящую цену, но платить семь-восемь тысяч рублей — это абсурд!». Не менее эмоциональны были, впрочем, и сторонники «Аленушки».

Ставший в 1913 году директором Третьяковки знаменитый Игорь Грабарь преобразовывает экспозицию в современном духе, подчиняя развеску картин хронологическому принципу. В 1918 году галерея была национализирована, но больших изменений не случилось: даже директором остался тот же Грабарь. Декрет подписал сам Ленин, сохранив за галереей ее честное купеческое имя, хотя все прочие собрания дореволюционных владельцев в то время этой привилегии лишались. В послереволюционные годы фонды галереи пополнялись поступлениями из реквизированных коллекций и подмосковных усадеб, в том числе и часть собрания Солдатенкова из Румянцевского музея. Одновременно появилась и новейшая живопись: Малевич, Татлин, Кандинский…

В 1926 году директором Третьяковской галереи стал архитектор Алексей Щусев — автор и храма-памятника на Куликовом поле, и Марфо-Мариинской обители, и мавзолея Ленина, и здания НКВД на Лубянке. При нем Третьяковка получила соседний особняк Соколикова, кроме того, началось строительство нового корпуса, но васнецовский фасад со святым Георгием остался в неприкосновенности.

Во время войны все собрание Третьяковки было эвакуировано из Москвы. В здание галереи попало несколько фашистских авиабомб, разрушивших стеклянный потолок и внутренние перекрытия. Но уже в 1942 году была проведена первая выставка, а 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея вновь полностью открылась для посетителей.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

В 1956 году началось строительство нового просторного здания для галереи на Крымском валу. Однако вскоре туда же решили поместить Государственную картинную галерею — собрание картин советских художников. Советский долгострой завершился лишь в конце 1970-х. Огромный параллелепипед на берегу Москвы-реки был спроектирован в архитектурной мастерской имени И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Шевердяев, Н.Сукоян, М.Круглов и др.). Там разместились и Центральный дом художника, и новые выставочные залы Третьяковской галереи.

А уже в 1983 году в старом комплексе зданий в Лаврушинском переулке началась реконструкция, тогда же одна из двух соседних станций метро «Новокузнецкая» сменила имя на «Третьяковскую». В начале перестройки в 1986 году галерея, за исключением нового задания, полностью закрылась на свою собственную перестройку, причем надолго — до 1995 года. Распад СССР и начало лихих 1990-х гости столицы пережили без ставшей привычной и обязательной экскурсии. Впрочем, и конкурировавшие когда-то за их внимание с Третьяковкой ГУМ, ЦУМ и Детский мир тоже пережили это время не лучшим образом.

Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Третьяковская галерея. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Сейчас Третьяковская галерея вобрала в себя целый купеческий квартал Замоскворечья — с особняками, белокаменными палатами XVII века, с собственной старинной церковью и колокольней, с домом Третьяковых со всеми пристройками и неизменным васнецовским фасадом, а также с выполненным в традиционной красно-белой гамме современным Инженерным корпусом. А на Крымском валу в 1998 году открылась экспозиция, посвященная русскому искусству XX столетия.

Rambler's Top100