Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Отличить Палех от других окрестных сел несложно — издалека виден высокий синий шпиль шатровой колокольни Крестовоздвиженского собора. Собор из беленого кирпича очень красивый, по вечерам колокольня еще и подсвечена, хотя этот шедевр раннего нарышкинского барокко — не совсем то, чего ожидаешь, вспоминая палехские лаковые миниатюры. «То» вскоре проявляется — всплески красок среди привычной деревенской серости: ярко-голубые, солнечно-желтые, сочно-малиновые дома с ажурными наличниками. Даже фасад магазина позднесоветского времени, выстроенный в каком-то сказочном архитектурном стиле, покрыт ажурной резьбой. Деревянный сталинский ампир сельского ДК тоже соответствует.

Если дом раскрашен, его хозяин — наверняка художник. Или художники. Преемственность поколений для живописного Палеха — дело привычное. Здесь живут дети, внуки и правнуки тех, кто почти век назад, аккурат после революции, своевременно переквалифицировались из иконописцев в мастеров нового стиля миниатюрной живописи. Из шести тысяч жителей села художников — около семисот. Примерно каждый девятый. И все филиалы Государственного музея палехского искусства — дома-музеи местных художников.

Главный музей помещается в довольно мрачном кирпичном здании, напоминающем скорее старинную фабрику. Зато там собраны лучшие образцы работ за все время существования промысла. Это здание музею мало, так что большая часть экспонатов ждет открытия нового, которое уже строится. Через дорогу от основного музея — музей основоположника палехской лаковой миниатюры Ивана Ивановича Голикова. Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, художника уровня уже не сельского, а мирового, выделяется теми самыми ажурными наличниками. Еще один филиал — музей-мастерская Николая Васильевича Дыдыкина, знаменитого скульптора, среди прочего изваявшего суперпопулярную овчарку на московской станции метро «Площадь Революции». На дворцы «имени себя любимого» некоторых современных худдеятелей палехские домашние музеи не похожи. Они не обожествляют хозяев, но хранят традицию и память о служении искусству.

Главная палехская церковь — уже упомянутый Крестовоздвиженский собор постройки XVIII века, высотная доминанта села. Есть еще церковь Илии Пророка на кладбище, примерно того же стиля и времени, но скромнее. Вообще-то Палех считается поселком городского типа, но сами палешане это казенное название не любят, предпочитают старинное «село». Крестовоздвиженскую церковь здешние художники расписали в 1807 году, и по этим росписям заметно, что уже тогда они сочетали традиционную иконопись с приемами светской живописи.

К вопросу об иконописи. В Палехе в настоящее время действуют несколько иконописных мастерских. Одна из самых крупных — мастерская «Палехский иконостас». Среди ее заказчиков не только российские храмы, но православные храмы из других стран — из Беларуси, например. Казалось бы, иконы, божественный промысел, нечто утонченное и возвышенное. На деле все не совсем так: времена, когда художники постились и отрешались от мира, прежде чем приступить к работе, давно канули в Лету. Для сегодняшних художников «промысел» звучит примерно так же, как для охотника — прежде всего это доход, ремесло, которым живут. Работа выполняется со всей прилежностью, однако от ощущения штамповки зачастую сложно избавиться.

И еще одна важная деталь. Ивановская область была образована на территориях Владимирской и Костромской губерний, так в молодой советской области оказались два из четырех русских центров иконописи и лаковой миниатюры, Палех и Холуй. До третьего, Мстёры, от Холуя 20 км по прямой, но Мстёра осталась во Владимирской области. Когда-то все три села иконописцев принадлежали Владимирской губернии, а сейчас эта историческая связь нарушена… К слову, четвертый центр лаковой миниатюры — подмосковное Федоскино.

Важно

Оригинальные палехские шкатулки и лаковые миниатюры вообще можно отличить от подделки по запаху. Оригинал пахнет льняным маслом, подделка — ацетоном или какой-нибудь другой химией. И еще один секрет: если шкатулку захлопнуть, настоящее изделие замкнется мягко, с глухим звуком, а подделка — с резким щелчком. Так что выбирайте внимательно, и пусть выбор будет удачным.

Местные особенности

Что привезти из Палеха

Палехскую лаковую миниатюру: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы. Однако надо быть готовым к тому, что покупки могут вылиться вам в копеечку. Среднего размера шкатулка стоит в среднем несколько тысяч рублей. Поэтому при желании можно ограничиться, например, набором подставок под стаканы с палехскими мотивами. Стоимость такого набора — не больше двухсот рублей.

История

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племен. Они полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех.

До 1947 года Палех был селом, затем на основании Указа Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века. Первое же упоминание Палеха в летописях произошло только в XVII веке.

В XVI–XVII веках в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV–XVI веков.

В XVII веке палехские мастера иконописи прогремели на всю страну. Их приглашали в Москву, чтобы они расписывали столичные храмы. Возможно, сохранению древних традиций и развитию уникальной техники палехских мастеров способствовала их обособленность.

В начале XIX века в небольшом по размерам Палехе иконописью занималось около 600 человек.

В середине XIX столетия в Палехе появились первые мастерские. Первоначально это были семейные артели, но постепенно на первый план выходили мастера, которые работали только на себя.

Широко известны работы палехских художников в Успенском соборе во Владимире, Ипатьевском соборе в Костроме, Благовещенском соборе в Москве, а также в Грановитой палате.

В начале XX века многие мастера остались без работы, потому что появились специальные станки для печати. А после революции иконы стали невостребованными. Так, иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов. Именно в этот период, в 1918 году, крупные мастера и организовали свою Художественную артель. Художники стали расписывать деревянную посуду, матрешек и разные бытовые изделия.

В 1922 году развивается направление знаменитых лаковых миниатюр. Считается, что первым подобные изделия начал создавать Иван Иванович Голиков. Уже в 1923 году палехские мастера получили на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Москве диплом первой степени. А в 1925 году их изделия имели успех на выставке в Париже. Основными темами лаковых миниатюр стали сцены из крестьянской жизни, русских народных сказок и произведений русских писателей.

Эпоха с 1923 по 1927–28 годы была временем самых заметных сдвигов и завоеваний, временем самой настойчивой творческой работы мастеров. Новое содержание, новый строй образов, новые материалы и техника внесли глубокие изменения в формы традиционного иконописания.

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. В настоящее время в Палехе насчитывается несколько предприятий и мастерских, занимающихся этим искусством.

Легенды

Одни ученые считают, что еще до крещения Руси на месте поселка жили финно-угорские племена. И название «Палех» пришло именно из финно-угорского языка. По другой версии, на месте, где сейчас находится Палех, когда-то был лес. Из-за удара молнии он загорелся. Гору со сгоревшими деревьями поселившиеся здесь люди прозвали «Паленой» или «Палихой». Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной, о происхождении названия Палех.

«…Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились из тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Паленой нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть».

По другой, третьей легенде, Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была «великая палиха» — отсюда и пошло название Палех.

Rambler's Top100