Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Аничков мост — самый знаковый, не считая Дворцового, мост Петербурга. Прежде всего это «мост четырех коней», а еще — одна из лучших видовых точек Невского проспекта. В этом месте русло Фонтанки плавно изгибается, панорама набережных расширяется в обе стороны, и возникает редкое в плотно застроенном центре ощущение неба, воздуха и свободы. Лучше всего это чувство передал эмоциональный корреспондент «Северной пчелы», писавший в 1842 году об открытии движения по обновленному мосту: «Въехав на мост, кажется, что отдохнул!»

Санкт-Петербург. Аничков мост. Первый «кадр». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Аничков мост. Первый «кадр». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Кажется до сих пор. Даже тот, кто спешит, на Аничковом мосту невольно замедляет шаг. Тут всегда зависают художники, фотографы, туристы, гуляющие горожане, а также любознательные граждане, ищущие подтверждений популярной легенде — будто бы под хвостом одного из коней скульптор изобразил лицо Наполеона. Все, кто хочет, в конце концов это лицо видят. Правда, сложно утверждать, что это замысел Клодта, а не игра воображения. Со статуями Аничкова моста вообще связано много фривольных шуток. Начал эту традицию Николай I, с казарменным остроумием признавший блестящее умение ваятеля «делать лошадей». Но попробуем посмотреть на мост и коней с другого ракурса.

Санкт-Петербург. Аничков мост. Второй «кадр». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Аничков мост. Второй «кадр». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Клодтовская композиция называется «Укротители коней» — четыре группы фигур в разных позах. Чаще всего на них смотрят именно так, как на четыре самостоятельные пары «конь-укротитель». Однако на самом деле Клодт создал что-то вроде скульптурного комикса или раскадровки мультфильма: конь и обнаженный укротитель на разных стадиях движения. Первая группа — та, что на западном берегу Фонтанки, с правой стороны моста, если стоять лицом к Адмиралтейской игле. В этой паре побеждает человек: он с усилием, но контролирует упирающуюся лошадь. Вторая группа — на том же берегу, на левой стороне моста. Конь уже бьется и оскаливается, а фигура укротителя напряжена и «перекручена». Следующий кадр — напротив, на восточном берегу. Конь встал на дыбы и почти вырвался, укротитель опрокинут на землю и с трудом удерживает узду. И последняя сцена: юный атлет все-таки укрощает коня, встав на одно колено и натянув повод обеими руками.

Санкт-Петербург. Аничков мост. Третий «кадр». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Аничков мост. Третий «кадр». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Надо сказать, что некоторые знатоки различают коней на разных сторонах моста. Дело в том, что у Клодта было несколько «натурщиков»: два похожих арабских жеребца и орловский рысак. Одно животное с позированием бы не справилось. Кроме того, кони на восточном берегу подкованы, а на западном — нет. Принято считать, что неподкованные только идут в кузницы, располагавшиеся дальше, на Литейном проспекте.

Санкт-Петербург. Аничков мост. Четвертый «кадр»: итоговое укрощение коня. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Аничков мост. Четвертый «кадр»: итоговое укрощение коня. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

Сегодня кажется удивительным, что эти четыре идеальные статуи — далеко не первый вариант оформления моста, результат долгой череды нестыковок и изменений. Изначально «Укротители коней» предназначались для набережной Невы у Адмиралтейского бульвара — там, где теперь стоят порфировые вазы и львы. Сегодня, когда каменное и бронзовое население Петербурга прочно закрепилось на своих местах, вообразить там Клодтовых коней почти невозможно.

Санкт-Петербург. Аничков мост. Фото: Алиса Новодорская / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Аничков мост. Фото: Алиса Новодорская / Strana.ru

На Аничковом мосту есть и другие кони, которые чаще остаются в тени. Точнее, коньки — морские, в узоре решетки. Они держат трезубец Нептуна и перемежаются секциями с русалками и дельфинами.

Местные особенности

Увидеть две из четырех конных композиций Клодта, не покидая собственного города, могут и москвичи. В 1840-х годах на чугунолитейных заводах Урала, принадлежавших князьям Голицыным, для их московского имения Кузьминки-Влахернское по моделям П.К. Клодта были отлиты две чугунные скульптурные группы «Кони с вожатыми». Скульптуры и по сей день стоят там возле Музыкального павильона, но их современное состояние далеко от идеального.

История

На месте современного Аничкова моста сменилось несколько деревянных временных мостов, первый из которых появился в 1715 году. Царь Петр мосты не любил, горя желанием приучить население столицы к передвижению по воде, но в этом месте сухопутная переправа была необходима. Название «Аничков», вопреки романтическим легендам, пошло от фамилии инженер-полковника Аничкова, командовавшего рабочим батальоном. Мост был свайный, его трижды перестраивали и укрепляли. При Анне Петровне по нему даже прошли слоны, направлявшиеся в зверинец Слоновый двор на Фонтанке.

Аничков мост. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Аничков мост. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

В конце XVIII века Фонтанку стали одевать в гранит и строить мосты одного типа: трехпролетные, разводные, с башенками по краям. Центральный разводной пролет был деревянным. Однако эти мосты были слишком узки, и в 1841 году Аничков потребовалось расширить до «красной линии» проспекта. Перестройкой руководил инженер фон Дершау. При этом все пролеты сделали арочными, башенки убрали. Тогда же появилась чугунная ажурная решетка с барельефом из морских коньков и русалок. Ее долгое время приписывали Александру Брюллову, но на самом деле это копия решетки Дворцового моста в Берлине, по проекту архитектора Карла Шинкеля.

Петр Клодт начал работать над «Укротителями коней» в 1833 году. Сначала предполагалось, что будет две пары скульптурных групп — одинаковые по обеим сторонам моста. «Укротители» на западном берегу появились в 1841 году, а напротив них заняли места гипсовые временные статуи, раскрашенные под бронзу. Работа растянулась на двадцать лет, в том числе и потому, что готовые скульптуры дважды царской волей отправлялись за границу — сначала прусскому королю в Берлин, потом королю обеих Сицилий в Неаполь. В итоге Клодт решил не повторять готовые статуи, а изваять для восточного берега пару новых, завершивших композицию. Они были установлены в 1851 году.

Санкт-Петербург. Аничков мост. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Аничков мост. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

В начале XX века мост снова перестроили, поскольку обнаружились угрожающие изъяны конструкции. При этом внешний облик уже не меняли. Руководил работой архитектор Щусев.

Во время Великой Отечественной скульптурные группы сняли с постаментов и закопали в саду Аничкова дворца. Сам мост довольно сильно пострадал. В 2000 году кони второй раз за всю историю покинули мост — их отреставрировали.

Rambler's Top100