Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Галлюциногенная поговорка «У нас в Рязани грибы с глазами» — квинтэссенция рязанской истории. Современному человеку в голову приходят лишь мухоморы, а выяснять подлинный смысл лень. Да и зачем, если главные рязанские «бренды» — глазастые грибы, косопузые мужики и Есенин — давно оккупировали «туристическое бессознательное». Тут как с тамбовским волком — зачем понимать смысл, если можно ограничиться магнитом на холодильник.

Скорее всего, поговорке «У нас в Рязани грибы с глазами, их берут — они бегут, их едят — они глядят» не одна сотня лет. С уверенностью уже трудно что-то сказать, в летописях поговорки не объясняли, но важные события записывали. Даже поверхностное знание рязанской истории способно прояснить мистический смысл поговорки.

Великое княжество Рязанское было пограничным, восточнее — уже степи, источник постоянной угрозы. Пограничники — изобретение далеко не советское, особо охраняемые пограничные зоны существовали на Руси с древнейших времен. Была такая и на восточной границе Рязанского княжества, в Шишевском лесу. Находиться там могла только княжеская пограничная охрана, а угрозу безопасности границы определяли в том числе по грибам: «местные» правила знали, по лесу без дела не шатались и ничего там не трогали, так что сбитые или сломанные грибы были признаком вторжения чужака. Бдительные глазастые грибы, оповещающие своих и не сдающиеся врагу — согласитесь, это круче, чем популярная версия о мухоморах.

Пограничное Рязанское княжество первым приняло удар татаро-монгольских орд Батыя в 1237 году, с самыми трагическими последствиями. Через полтора столетия история закольцевалась: именно здесь, на реке Воже близ села Глебово-Городище, в 1378 году произошло сражение, положившее начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Оба события имеют непосредственное отношение к туристическому потенциалу современной Рязанской области. Сожженная Батыем столица княжества, ныне городище Старая Рязань в 60 км от областного центра — место многолетних археологических раскопок, «русская Троя», неисчерпаемый источник свидетельств насыщенной жизни богатого города. Ведь Рязанское княжество начали называть Великим еще в XII веке, когда Москву лишь впервые упомянули в летописях.

Наблюдение за работой археологов в Старой Рязани уже стало популярным туристическим аттракционом, но для любителей истории это действительно уникальная возможность увидеть своими глазами срезы времени. Не менее популярен ежегодный фестиваль исторической реконструкции «Битва на Воже» (август) — хороший повод развлечься и подучить матчасть, раз изучение истории по книгам постепенно уходит в прошлое.

Еще одна неожиданная «загогулина» татаро-монгольско-рязанской истории — древний город Касимов в центре Мещеры, превратившийся из разоренного татарами Городца Мещерского в столицу союзного Москве Касимовского ханства. Привет жителям Казани, ежедневно наблюдающим падающую башню Сююмбике: легендарная правительница окончила свои дни в рязанском Касимове. Касимовское ханство просуществовало 229 лет и оставило в наследство современному городу минарет XV века, мечеть и два мавзолея, а также пеструю смесь мусульманства и православия, русских и татар, мирно сосуществующих уже много веков. Еще один рязанский город с подобным колоритом — Кадом, тоже входивший в состав Касимовского ханства.

И ведь это только фрагменты древней истории, потому так досадно, что Рязанщина в современном сознании ассоциируется чуть ли не с деревенщиной. Да, исконный рязанец, произнося пресловутую поговорку, скажет «…их ядять, а они глядять», и в ответ может услышать «эх, дяревня, Рязань косопузая!». Но знание истории превращает «косопузость» в комплимент рязанским мастерам-плотникам, которые, засунув за пояс топор, шли работать по всей России. Тяжелый топор оттягивал пояс и, соответственно, перекашивал «пузо» — отсюда и выражение... Говорят, оно появилось во времена Петра I, для строительства кораблей пустившего под топор рязанские леса. Обработкой дерева занимались как раз «косопузые» рязанские мужики.

Впрочем, сегодня туристическая Рязанщина ассоциируется с мужиками не косопузыми, а скорее кудрявыми и лирическими. Здесь стоит село Константиново, родина Сергея Есенина, и все почитатели «последнего поэта деревни» уверены, что именно в этих краях бьется поэтическое сердце России. Но Есенин, конечно, не единственный, кого вдохновила здешняя природа. В рязанской Мещере подолгу жил и работал Константин Паустовский, чья классическая книга о Мещерском крае стала приглашением к путешествию для множества читателей. Остается только повторить за ним: «Есть у рязанской земли одно необъяснимое свойство, — тот, кто побывал здесь однажды, становится пленником этих мест навсегда».

Паустовского и его друзей, бродивших по мещерским лесам и озерам еще в 1930-х, можно считать первопроходцами рязанского экологического туризма. Природа здесь и впрямь вдохновляющая — с холмов открываются умопомрачительные виды на бесконечные просторы, для описания которых не хватит прилагательных. Здесь очень много неба, гораздо больше, чем земли. Вода представлена многочисленными водоемами, в названиях которых звучат отголоски речи финно-угорских и славянских предков: Пра, «девственная и таинственная», соединяющая озера Мещерской низменности и Оку, Мокша, Цна, Гусь, Выша, Проня, Трубежь и Лыбедь.

Богатство «культурного слоя» бывшего великого княжества Рязанского и окрестностей очевидно: восемь городов области входят в список исторических поселений России. Областной центр — Рязань — древний город, в XX веке ставший промышленным, но своеобразия не потерявший.

Скопин, один из старинных центров гончарного дела, также входит в почетный исторический список. Местная керамическая фабрика не зря называется художественной — здесь по сей день из глины делают и простые вещицы, и искусные авторские работы. Шацк, как и Скопин, вырос из крепости на легендарной Большой Засечной черте. Шацкие ворота 500 лет назад стали родиной русского казачества, даже шолоховская станица Вёшенская изначально была заселена выходцами из Шацка. А щацкие плотники построили первую крепость города, ныне известного как Тамбов.

Возникает ощущение, что Рязанская губерния — этакая песнь народным промыслам, плотникам, деревянному зодчеству и русской избе. Тем сильнее будет удивление при виде некогда роскошных рязанских усадеб — здесь имели поместья известнейшие семейства России: Воронцовы, Гагарины, Долгорукие, Демидовы, Нарышкины, Чернышевы, Шуваловы, Шереметевы, Юсуповы… Имение Гремячка принадлежало знаменитому исследователю Центральной Азии, многолетнему главе Русского императорского географического общества Петру Семёнову-Тян-Шанскому. Но поражают не имена владельцев, а стиль построек: среди сохранившихся преобладают не классические, а… готические.

Жемчужина — ансамбль в псевдоготическом стиле в селе Красное Михайловского района, построенный (предположительно) по проекту самого Василия Баженова. К сожалению, обычному человеку в «маленькое Царицыно» трудно попасть: сейчас здесь находится резиденция московского Сретенского монастыря. В окрестностях Шацка, в селе Каргашино — псевдоготические руины конезавода фон дер Лауница. Усадьба Кирицы — творение будущего гения русского модерна Федора Шехтеля, который начинал свой творческий путь как раз на Рязанщине. По его проектам построен сказочный дворец фон Дервизов в Кирицах, разоривший хозяина и прославивший архитектора. Возможно, Шехтель имел отношение и к постройке великолепного, ныне действующего конезавода в Старожилове, принадлежавшего тем же фон Дервизам. Третья усадьба фон Дервизов в Сохе заброшена, но ценителям «живописных руин» прекрасно известна.

Древних монастырей в Рязанской области тоже хватает. Самый знаменитый — мужской Свято-Иоанно-Богословский в селе Пощупово (часто его посещение совмещают с визитом в Константиново). С XIV века ведет свою историю Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь, основанный князем Олегом Рязанским — человеком, упорно отстаивавшим независимость Рязани от Москвы. Конный памятник Олегу с опущенным мечом (битву за независимость Олег таки проиграл) сегодня возвышается на Соборной площади Рязани.

В Солотче стоит побывать даже тем, кто монастырями и князьями не интересуется. Официально один из городских районов Рязани, Солотча со всех сторон окружена Мещёрским национальным парком. Леса, реки, упоительный воздух — готовое место для отдыха и поправки здоровья. Санатории, базы отдыха, детские оздоровительные лагеря — часть этого наследия советских времен используется до сих пор.

Солотча сохранила старинный провинциальный колорит — деревянные домики, резные крылечки, крепостные стены монастыря и купола белых церквушек над купами деревьев… На одной из улиц стоит большой деревянный дом, в XIX веке принадлежавший тому самому «И.П.» Пожалостину, чьим именем назван Рязанский художественный музей. Иван Петрович работал в Петербургах, Парижах и Лондонах, но на склоне лет предпочел вернуться в родную Рязанскую губернию, в Солотчу. Умер Пожалостин в 1909 году, а его дом на протяжении ХХ века служил творческим пристанищем для советских писателей — Вересаева, Паустовского, Гайдара, Фадеева, Симонова, Гроссмана, Солженицына…

Богатая история, приятный климат, хорошая сельская экология (промышленность сосредоточена в рязанских городах), быстро развивающаяся туристическая инфраструктура — Рязанская земля без ущерба для природы готова принимать до 3 миллионов туристов в год. Можно отправиться в пеший поход «по тропе Паустовского» или объездить на автомобиле старинные села и усадьбы; организовать сплав по Оке, конные и велосипедные прогулки, охоту и рыбалку, даже дайвинг с фридайвингом. Для активного отдыха есть все условия, а для поправки здоровья — рязанские минеральные воды, например, из источника у села Михей Сапожниковского района, или местные лечебные грязи отменного качества.

Местные особенности

События и праздники

В последние годы Рязанская область все чаще становится центром проведения различных международных, общероссийских, межрегиональных социально-культурных мероприятий и акций. Наиболее масштабные из них:

Июнь — Всероссийский фестиваль народного творчества имени А.П.Аверкина. Пожалостинские дни на базе дома-музея И.П. Пожалостина.
Июль — Фестиваль малины.
Август — Международный фестиваль воздухоплавания «Небо России» (первая неделя месяца), театрализованный исторический праздник «Битва на Воже».
Сентябрь — Международный фестиваль кукольных театров «Рязанские смотрины» (проходит 1 раз в 2 года) Международный фестиваль гончаров. Оба фестиваля будут проводиться в 2013 году.
3 октября — Всероссийский праздник есенинской поэзии, проходит ежегодно в день рождения поэта.

История

Рязанская область была образована 26 сентября 1937 года. До этого территория входила в состав Московской и Воронежской областей. Современная Рязанская область граничит на севере с Владимирской областью, на северо-востоке — с Нижегородской, на востоке — с Республикой Мордовия, на юго-востоке — с Пензенской областью, на юге — с Тамбовской и Липецкой, на западе — с Тульской и на северо-западе — с Московской областью.

Из летописных источников известно, что первыми обитателями этого края были финно-угорские племена: весь, мерь, мещера, мордва, мурома и другие. Именно они дали названия некоторым географическим названиям на территории области.

В XII веке было образовано автономное княжество с центром в Рязани. Сейчас на этом месте находится археологический заповедник «Старая Рязань».

В 1237 году Рязанская земля первой встретила армию Батыя, оказала героическое сопротивление, но была захвачена татаро-монголами и разорена.

В 1444 году во время правления князя Олега, с именем которого связан расцвет Рязанского княжества, в летописи впервые упоминаются казаки, положившие начало российскому казачеству.

Московский князь Василий Темный в середине XV века отдал в пользование татарскому царевичу Касиму Городец Мещерский с окрестными землями. Некоторые историки считают, что Василий II сделал это добровольно, так как Касим-хан пришел на службу к русскому князю и проводил политику Москвы, другие доказывают, что это была вынужденная мера.

В 1708 году Рязань вошла в Московскую губернию как Переяславль-Рязанский уезд, а уже 29 февраля 1778 года указом Екатерины II была образована Рязанская губерния.

Легенды

Раньше в монастыре Святого Дмитрия Солунского хранился дорожный посох героя Куликовской битвы Пересвета (Пересветова дубинка). Во время правления Петра I молодые дворяне испытывали свою силу, поднимая этот посох. А ещё посоху приписывали целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его вся обгрызена. Сейчас посох находится в музее-заповеднике «Рязанский кремль».

В селе Ласковее (теперь — Ласковое) в десяти километрах от Рязани родилась знаменитая Феврония, девушка красивая и мудрая. Петр, второй сын князя Юрия Муромского, страдал от проказы. Однажды ему приснилось, что излечит его Феврония — дочь бортника. Петр пообещал девушке жениться на ней, если она его вылечит. Феврония исцелила больного, а тот не выполнил своего обещания, и болезнь вернулась. Феврония во второй раз исцелила Петра, и только тогда князь женился на ней. Когда в 1203 году он хотел вступить на муромский престол, бояре воспротивились, заявив, что им не нужна княгиня-простолюдинка. Они стали требовать, чтобы Петр отослал от себя Февронию. Но князь отказался. Петр и Феврония оставили Муром. Когда бояре одумались, то стали молить Петра вернуться. Князь и княгиня вернулись. Перед своей кончиной Петр и Феврония объявили, чтобы их похоронили в одном гробу, который они сами для себя приготовили. Горожане не захотели выполнить их волю и после смерти (скончались они в один час 8 июля 1228 года) положили их в разные гробы. На следующее утро они увидели, что Петр и Феврония лежат вместе. После чудесного воссоединения воля Петра и Февронии была выполнена. А сами Петр и Феврония были причислены к лику святых. В наше время мощи Петра и Февронии находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. А 8 июля в России отмечается праздник Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи и брака. Символом праздника стала ромашка.

Евпатий Коловрат — легендарный русский богатырь, воевода, один из героических персонажей «Повести о разорении Рязани Батыем». Когда Рязань захватили татары, Евпатий был в Чернигове. Собрав войско в 1700 человек, он догнал Батыя уже в Суздальской земле и вступил в неравный бой. В «Повести…» рассказывается, что Евпатий был человеком незаурядной силы и доблести. В схватке с врагами он самолично победил нескольких татарских богатырей, но сам пал на поле сражения. Хан Батый, пораженный мужеством Евпатия Коловрата, отдал тело воина русским дружинникам, чтобы они похоронили его со всеми почестями. В некоторых редакциях «Повести…» было сказано, что 11 января 1238 года в Рязанском соборе состоялись торжественные похороны Евпатия Коловрата. В 2007 году в Рязани на пересечении улицы Ленина и Почтовой установлен памятник Евпатию Коловрату. Ещё ранее памятник герою был установлен в городе Шилове Рязанской области, так как, по некоторым источникам, именно этот город является родиной Евпатия Коловрата.

Знаменитые люди Рязанской земли

В Рязанской области родились:

- поэт Сергей Есенин;
- академик, первый российский нобелевский лауреат Иван Павлов;
- конструктор, автор ракетного комплекса «Сатана» Владимир Уткин;
- основатель русской космонавтики Константин Циолковский;
- мать Петра I Наталья Нарышкина;
- герой Советского Союза и Италии Федор Полетаев;
- композитор, автор музыки Гимна России Александр Александров;
- мореплаватель Василий Головнин;
- композиторы Александр Аверкин и Анатолий Новиков;
- славист Измаил Срезневский;
- поэт Яков Полонский;
- полководец, военачальник Михаил Скобелев;
- певцы братья Пироговы;
- писатель Захар Прилепин.

С Рязанью связаны имена Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Солженицына, гравера Ивана Пожалостина.

Rambler's Top100