Расстояние от Владивостока до Хабаровска почти как от Москвы до Питера, по меркам Дальнего Востока — свое «близко». И так же, как две европейские столицы России, Владивосток и Хабаровск — вечные соперники по части туристической привлекательности.
Это соперничество, по всей видимости, не прекратится никогда — ведь дело не в красоте городов, а в их энергетике. Одни будут доказывать, что круче Владивосток — это «русский Сан-Франциско» и «дальневосточный Константинополь», это мощная атмосфера портового города и особый драйв. Зато Хабаровск — однозначно один из самых красивых городов азиатской части Транссиба. Широченный Амур под боком, пологие холмы, вносящие разнообразие в ландшафт, но не утомляющие при ходьбе; обилие зелени (правда, хабаровчане жалуются, что раньше деревьев было больше). Дореволюционные особняки в центре города большей частью сохранены и заботливо отреставрированы, хотя выдающихся образцов зодчества в Хабаровске нет. Но все вместе создает ощущение большого и уютного старинного города.
Это ощущение не обманчиво — Хабаровск не раз лидировал в рейтингах самых удобных для жизни городов России. Именно Хабаровск называют «дальневосточной столицей», и признаки столичной жизни налицо: прекрасный аэропорт, чистые улицы с работающими светофорами, историческая застройка в отличном состоянии, интересные музеи, большие скверы и парки — в общем, «как в Европе». Правда, стоимость жизни тоже «европейская» — в 2012 году по версии Общественной палаты РФ Хабаровск был признан самым дорогим городом страны. И хотя это больше относится к расходам местных жителей, туристу этот факт тоже стоит учесть.
Туристами город не обделен: соседи-китайцы приезжают сюда «посмотреть Европу», европейцы — увидеть «самый азиатский» город России. И те, и другие ошибаются — но, как правило, все остаются довольны увиденным. В отличие от Владивостока, Хабаровск никогда не был закрытым городом — возможно, поэтому многие отмечают особую доброжелательность и открытость горожан по отношению к «чужакам». Разве что с китайцами отношения напряженные, хотя ответ на вопрос о взаимоотношениях зависит от того, у кого спрашивать. Во всяком случае, китайский колорит — одна из хабаровских особенностей. А поклонники Владивостока наверняка заметят, что приехать на Дальний Восток и оказаться в «европейском» города с китайским колоритом — не самое интересное приключение.
Хабаровск входит в топ-30 самых больших по площади городов России: он вытянулся вдоль Амура на 40 с лишним километров при ширине около 10 км. При этом исторический центр, где и находится львиная доля местных красот, довольно компактный, 10 кв. км. Но даже окраины не производят того тоскливого впечатления, которого обычно ждешь от спальных районов — улицы потрясают чистотой, по этому пункту с Хабаровском (из посещенных нами городов) могут тягаться разве что Тамбов и Белгород.
Главная улица Хабаровска — Муравьева-Амурского. Горожане упорно называют ее «проспектом» — за шестиполосное движение, широкие тротуары с уютными лавочками и многочисленными деревьями, за дворянские и купеческие особняки, в которых теперь сосредоточены городские учреждения, офисы и магазины.
Основные городские мероприятия проводятся на огромной площади Ленина (местное название — «У лысого»). Другая известная площадь — Комсомольская, ее неминуемо пересекают желающие попасть на набережную Амура. От Комсомольской отходят старинные улицы Тургенева и Шевченко, тихие и приятные для прогулки — городской транспорт по ним не ходит, а автомобилисты обычно выбирают иные маршруты.
Зато на привокзальной площади с памятником Ерофею Хабарову бьет ключом современная жизнь — здесь находится несколько торговых центров, летом шумят фонтаны, отсюда разбегаются лучи улиц, и для многих именно с этой площади начинается знакомство с Хабаровском.
Культурные резоны для обстоятельного знакомства с городом — музеи. Их в Хабаровске восемь, и все интересные. Дальневосточный художественный музей называют «дальневосточной Третьяковкой», в нем выставлены работы Айвазовского и Тициана, Сурикова и Рембрандта, древнерусские иконы и японский фарфор. А Хабаровский краеведческий музей — один из старейших музеев Дальнего Востока, в его фондах почти полмиллиона экспонатов.
Путешественник, любящий вдаваться в детали, оценит своеобразную хабаровскую иронию. В некотором смысле это город-обманка, здесь многое не то, чем кажется. Например, у города на реке должны быть пляжи — и они есть, но купаться в Амуре запрещено из-за выброшенного несколько лет назад китайцами фенола. Есть улицы Шевченко и Московская, но первая названа в честь совсем другого Шевченко, не кобзаря, а вторая — и вовсе по фамилии местного купца второй гильдии (досадно, что даже не первой!). Одно из знаковых зданий города, речное пароходство, — ирония архитектурная. Хабаровчане в шутку называют пароходство «адмиралтейством», очень уж оно нарядное: два крыла, объединенных круглой угловой башней с бельведером, декоративные полуколонны с затейливыми капителями, карнизы, лепнина… Забавно, что изначально это было строгое конструктивистское здание в форме, собственно, парохода, но в 1950-х оно стало на этаж выше, появился надлежащий декор — и вышел такой удивительный гибрид. Еще одно доказательство того, что Хабаровск от европейской части страны очень далеко: в столицах в те годы «архитектурные излишества», наоборот, изничтожали.
Впрочем, уже упомянутая непригодность Амура для купания не делает реку бесполезной для туриста. Амур, как известно, судоходен — и этим грех не воспользоваться. Можно предпринять речную прогулку на теплоходике или сесть на «метеор» и с ветерком отправиться, например, в Комсомольск-на-Амуре — а то и «до конечной», в Николаевск, почти к самому амурскому устью. Можно сплавать на чужбину, в Китай — оформить туристическую визу в Хабаровске несложно, да и путь недолог.
Зима в Приамурье по-настоящему сурова. Морозы под -30 С, но из-за высокой влажности эти тридцать ощущаются как все сорок пять. Но не так страшен морозный Хабаровск, как Хабаровск в июле. Середина лета здесь невыносима. Солнце палит вовсю, воздух влажный, как в амазонских джунглях, и настолько густой, что его, кажется, можно резать ножом. Ночью из-за жары и противного комариного писка трудно уснуть. Днем по городу можно перемещаться только от одной бочки с квасом до другой, и любой маршрут предсказуемо оканчивается у центрального парка, на набережной Амура. В благоустроенной части набережной (в центре) оборудовали множество беседок, своеобразных укрытий от летнего зноя. На набережной действительно немного прохладнее, хотя купаться нельзя, экологическая обстановка не позволяет. Местные винят в этом то соотечественников, устраивающих в пойме свалки и скотомогильники, то соседний Китай, сбрасывающий в реку что ни попадя.
Каждый год эксперты находят в амурской воде много вредных для здоровья штук, от фенола до холеры. Санитарное состояние реки, по словам тех же экспертов, с каждым годом неуклонно улучшается, и хабаровчан обнадеживают: мол, совсем скоро в Амуре можно будет купаться. Этим обещаниям уже не один десяток лет.
Аэропорт Хабаровска находится на окраине города, от аэропорта до центра можно добраться по ул. Карла Маркса, ехать недалеко — около 6 км. Автовокзал в Хабаровске расположен в спальном микрорайоне, железнодорожный — в исторической части города, на расстоянии нескольких остановок. Общественный транспорт представлен в основном микриками (так здесь называют маршрутки) и корейскими автобусами. Их особенность — низкие сидения.
Китайский колорит
Близкое соседство с Китаем (до границы по суше — около 25 км) накладывает свои особенности. Ближайший китайский город Фуюань местные расценивают как город-спутник Хабаровска и мотаются туда как к себе домой. В самом Хабаровске много китайцев, китайских рынков, ресторанов и кафе с блюдами Поднебесной. При этом отношения между горожанами и гражданами КНР многие называют напряженными.
Этой напряженности много лет, началась она, кажется, еще с конфликта на острове Даманском в 1969-м. С тех пор тлетворным влиянием Китая хабаровчане нередко объясняют сваливающиеся на город неприятности. По их мнению, именно китайские заводы портят воду в Амуре; а то, что великая река потихоньку подмывает левый берег, грозя обрушить единственный на всю округу мост — результат необъявленной гидрологической войны. В 1991 году злополучный остров Даманский по тихому решению руководства СССР отошел к КНР и стал именоваться Чжэньбао, но это, понятное дело, никого не успокоило. А тот факт, что у любого места в российском Приамурье есть китайское название, иные хабаровчане и вовсе воспринимают как предвестье Третьей Мировой. Кстати, вот здесь можно узнать, какая связь между вооруженным конфликтом на острове Даманский (который едва не превратился в полномасштабную войну) и Золотым кольцом России.
При этом дворники, чьими усилиями Хабаровск так невероятно чист, — по большей части китайцы. Да и своим развитием город во многом обязан торговле с южным соседом. Как и своим бесспорным своеобразием.
Приезжие тоже могут воспользоваться ситуацией: между Россией и Китаем существует соглашение о безвизовых групповых туристических поездках для организованных групп, что позволяет устраивать из Хабаровска и пограничных городов шоп-туры и экскурсионные поездки в КНР. Срок пребывания в КНР по туристической визе — до 30 дней, стоимость оформления — от 3500 рублей, если нет приглашения. За 5600 рублей можно оформить визу за 1 день.
События и праздники
Май, последнее воскресенье месяца — День города.
Октябрь, предпоследняя неделя месяца — празднование годовщины образования Хабаровского края.
Что привезти из Хабаровска
Рыбу, красную икру, грибы, ягоды, кедровые орехи, лекарственные растения (женьшень, элеутерококк, лимонник). Популярный сувенир на память — национальная нанайская кукла хупику.
Хабаровск начинался как маленькое военное поселение Хабаровка. Его строили солдаты 13-го линейного Сибирского батальона, которым пообещали, что они смогут остаться здесь как свободные поселенцы, имеющие в собственности участки земли. Именно они проложили первую городскую улицу и построили первые деревянные дома. В 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа.
В 1884 году в Хабаровку перенесли столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства, которая до этого располагалась в Николаевске-на-Амуре. В это время Хабаровка получила свой первый герб, который стал гербом генерал-губернаторства: «в серебряном щите лазуревый столб, между двух черных сопок, с червлеными пламенами, щит увенчан древнею царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою». Кстати, черные сопки символизировали камчатские вулканы.
В 1893 году город переименовали в Хабаровск. К этому времени он стал крупнейшим торговым центром на Амуре, а также научным центром Дальнего Востока.
К концу XIX века население Хабаровска составляло более 15 тысяч человек. В городе активно развивалась промышленность. К концу столетия здесь существовали маслобойный, 4 пивоваренных, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы.
В начале XX века полным ходом шло строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая должна была соединить Дальний Восток и Восточную Сибирь с европейской частью России. Заключительным звеном на магистрали стал железнодорожный мост через Амур в Хабаровске. Его строительство завершилось в 1916 году. Этот мост до сих пор является визитной карточкой Хабаровска.
Во время гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки; в состав РСФСР Хабаровск вошел только в ноябре 1922 года, после ликвидации Дальневосточной Республики.
В 1945 году в Хабаровске находился штаб, руководивший одной из самых эффективных военных операций за всю российскую историю — Маньчжурской наступательной операцией. В ходе Маньчжурской операции был взят в плен последний император Китая, Пу И, командовавший Маньчжурской армией. По выходе из лагеря для военнопленных, Пу И некоторое время (около полугода) прожил в Хабаровске. Не так давно, в ноябре 2012 года, Хабаровску присвоено звание «Город воинской славы». По сумме заслуг.
В 1990-е Хабаровск считался криминальной столицей Дальнего Востока. С начала 2000-х многое тут поменялось — преимущественно, в лучшую сторону. Корейские и японские корпорации стали вкладывать в Хабаровский край большие деньги, и краевой центр будто очнулся от десятилетнего кошмара. Своеобразный индикатор пришедшего в город благополучия — детские коляски; их на улицах предостаточно. По словам одного из жителей, «в Хабаровске половина женщин — на сносях».
Кстати, ради коммерсантов из Страны восходящего солнца в Хабаровске было открыто несколько ресторанов с настоящей японской кухней. Куда лучших, чем «японские рестораны» в европейской части России.