Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Горнолыжный курорт Домбай расположен на живописной Домбайской поляне, где соединились три горных ущелья — Алибек, Аманауз и Домбай-Ульген. Собственно Домбаем называют маленький здешний поселок, но это название давно перешло на обширную горную территорию в Карачаево-Черкесии.

Домбайская поляна лежит на высоте 1630–1650 метров над уровнем моря. Самая высокая точка — гора Домбай-Ульген (4046 м). В переводе с карачаевского это означает «убитый зубр», и домбай — как раз зубр. Когда-то здесь водилось множество этих животных, едва не истребленных полностью в начале ХХ века.

Долгие годы Домбай считался самым популярным и крупным горнолыжным курортом в СССР. Появился он в 1960-х и несколько десятилетий прочно держал пальму первенства.

Схема: Егор Орешкин/Strana.ru. Strana.Ru
Схема: Егор Орешкин/Strana.ru

Домбайская долина отличается очень мягким и теплым климатом. Средняя температура зимой не опускается ниже 5 градусов мороза, порой даже поднимается до плюс 10 или 15. Это не только облегчает жизнь отдыхающим, но и способствует красоте горного пейзажа. В отличие от суровых скалистых вершин Эльбруса и Чегета, горы Домбайской поляны покрыты хвойными пихтовыми лесами, и эти виды действуют умиротворяющее.

Сезон в Домбае длится с декабря по март. Наивысшая точка спуска — гора Мусса-Ачитара высотой 3002 м. Перепад высот — около 1400 м. Кататься по Мусса-Ачитара можно практически в любых направлениях, возможности для фрирайда очень широки. На местных схемах конкретные трассы даже не отображаются — лишь разноцветные «зоны катания». Среди них преобладают синие и красные, то есть для новичков и для более опытных катальщиков.

Подъемники
На курорте есть и «старые» и «новые» канатные дороги (вторые построены в 2008 году). Но они принадлежат разным владельцам, поэтому приходится выбирать, за что и кому платить. А соответственно, и по каким склонам кататься. Новые канатки — это комплекс из трех очередей. Сначала гондольный закрытый подъемник доставит вас на высоту 2270 м. Затем шестиместная кресельная дорога поднимается до 3035 м. И наконец, четырехместный кресельный подъемник ведет на высоту 3168 м.

Работают и старые кресельные подъемники, первые на Домбае. Три из шести служат для доставки в зону катания. Пятая очередь ведет на самую высокую точку спуска.

Знаменитая канатка «Югославка», открытая в 2000 году, дублирует пятую очередь старого подъемника и доходит почти до вершины — 2980 м. Имеет промежуточную станцию. Правда, последние пару лет она чаще всего не действует.

Есть и маятниковая дорога — старый красный вагончик. Он доставляет лыжников и сноубордистов на высоту 2250 м, в нижнюю часть зоны катания.

Все это существенно влияет на выбор трасс, особенно для новичков. Более опытные без труда могут пользоваться только одной канаткой: в принципе, трех очередей нового подъемника вполне достаточно, чтобы покататься везде. Для начинающих все сложнее.

Горнолыжный курорт Домбай. Фото: Игорь Стомахин/Strana.Ru. Strana.Ru
Горнолыжный курорт Домбай. Фото: Игорь Стомахин/Strana.Ru

Трассы

На курорте обустроены три учебные зоны на разных уровнях. Самый дешевый расположен у подножья горы — именно по этой причине там редко бывает нормальное покрытие. Ратраки не ездят, трасса разбита, встречается лед и проплешины земли. Новичкам в любом случае стоит купить билет и подняться повыше.

Выше, на четвертой очереди старой канатной дороги, есть большая учебная зона с бугелями. Бугели тоже платные: 500 рублей в день (зима 2018 года). Там всегда многолюдно. Куда свободнее на последней учебной трассе на высоте 3000 метров. Чтобы туда подняться, нужно оплатить либо разовый подъем на двух новых канатках, либо (что выгоднее, если рассчитываешь на несколько дней) брать полноценный день на всех трех очередях. В этом случае можно не только совершить экскурсионный подъем на самый верх и полюбоваться видами, но и подниматься не бугельном, а на кресельном подъемнике: по дороге на вершину третья очередь канатки сначала спускается вдоль учебного склона. В самом низу есть возможность сесть на кресло, идущее в обратный путь.

С вершины спускается довольно пологая трасса, но она такая тесная, что ее не любят ни новички, которым мало места для маневра, ни опытные катальщики, поскольку раскорячившиеся новички перекрывают им движение. Поэтому для большинства катание ограничивается зоной второй очереди новое подъемника или пятой очередью старого (это одна и та же зона).

Поскольку трассы на Мусса-Ачитаре не маркированы, лучший способ узнать, сложная под вами дорога или простая — это съехать по ней. В теории считается, что если поехать направо от нового подъемника, попадешь на красные трассы, налево — синие. Посередине между ними зона фрирайда, которая в целом считается довольно безопасной, но на ней есть камни и отвесные бесснежные обрывы.

Планы

Обещают, что Домбай ждет перезагрузка. В 2017 году на модернизацию курорта было выделено свыше 1,2 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета. В 2018 году планируется запустить первые снежные пушки, которые смогут продлить сезон на пару месяцев. Затем намечается модернизация канатных дорог и трасс, освоение северного склона, а также приведение в порядок инфраструктуры курортного поселка, у которого сейчас куча проблем с водой, газом и вывозом мусора.

Важно

Будьте очень осторожны — уровень безопасности курорта очень низок. Лавиноопасными являются северные склоны горы и «дальние поля» справа от нового подъемника. Там стоят предупреждающие знаки.

Местные особенности

На Домбае нет освещения и искусственного оснежения. На всю гору стоит одна пушка, но последний раз стреляла она несколько лет назад.

Из хорошего: каждый утро начинается с обработки склонов ратраком. Работает лавинная служба.

Инфраструктура на горе, мягко, пока оставляет желать лучшего. Вода подведена только на высоту 2200, выше ее нет, что не мешает прокатам и кафе, которые там работают. Мы не советуем есть в этих кафе.

На 2200 у посадки на четвертую очередь старой канатки есть отельчик и кафе «Инэ», которое мы уверенно рекомендуем. Там тепло, много места, еда свежая — блюда меняются каждый день, из окна панорамный вид на горы. Главное, там есть нормальный туалет. У раковины даже стоит крем от солнца для гостей — сервис! В другие местах вас ждут платные туалеты в виде дырки в полу. Иногда даже без дверей, а то и со льдом вместо стен.

Туалет в зоне катания. Фото: Соня Ляшкевич/Strana.Ru. Strana.Ru
Туалет в зоне катания. Фото: Соня Ляшкевич/Strana.Ru

Номера в отеле «Инэ» стоят 1000 рублей с человека, и это очень удобно, но учтите один момент: гондольный подъемник до поселка прекращает ходить в 17:00, и жизнь на горе замирает.

Вокруг кафе, да и на уровнях выше, раскинулся настоящий рынок, напоминающий классические «лихие 90-е»: торгуют с лотков медом, вениками, балаклавами, масками, варежками. Даже на высоте 3000 метров вас встречают зазывные крики «Мааальчики и девааачки, берем балаклааавы!»

Летом канатки тоже работают. В теплое время года Домбай не менее красив, а туалеты на горе не так раздражают. Здесь можно сходить на экскурсии по маршрутам Тебердинского заповедника, покататься на лошадях и квадроциклах, полетать на параплане.

С расселением и питанием в Домбае проблем нет. Поселок активно застраивается, в нем можно найти жилье и еду на любой вкус и кошелек. На горе тоже есть точки общепита. Работают прокаты (500-1000 рублей в день) и можно найти инструктора (1500 в час).

Зимой 2018 года дневной ски-пасс на три очереди нового подъемника стоил 1800 рублей. Разовый подъем на вершину и обратно — 1050 рублей. Примерно столько же вы заплатите за дневной ски-пасс при покупке на несколько дней вперед.

Старые канатки стоят по 200-250 рублей за подъем. Там просто нет ски-пассов: платишь деньги в кассу и проходишь. Если будете спускаться обратно, не забудьте попросить у работника наверху пропуск. Он выглядит как невзрачная картонка с печатью, так что не потеряйте.

Так как у курорта нет единого центра управления, нет и официального сайта. Есть информационные порталы для туристов, где можно изучить карту и общие сведения, однако цены там бывают неактуальными.

История

Название «Мусса-Ачитара» в переводе с карачаево-балакарского означает «место, где погиб Мусса». По легенде, Мусса был весьма уважаемым и ловким... конокрадом. По заверениям местных, эта профессия всегда была самой почитаемой, так как требовала мужества, храбрости и безрассудности. Мусса увел немало лошадей у соседских племен прежде чем обворованные им люди смогли догнать его и убить.

Rambler's Top100