Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

На железнодорожном вокзале Челябинска пассажиров приветствуют фразой: «Добро пожаловать в столицу Южного Урала!». Само собой напрашивается продолжение «…известную своей суровостью». И бесполезно говорить, что челябинцы от этой шутки давно устали: анекдот про японскую бензопилу и программа «Наша Russia» породили мем, подхваченный всенародно.

15 февраля 2013 года суровость Челябинска обрела подтверждение и мировую славу — планета в изумлении смотрела сотни видеороликов, запечатлевших реакцию жителей города и области на метеорит, атакующий Землю. Съемки до взрыва — демонстрация полной невозмутимости наблюдателей, после взрыва — уроки идиоматических выражений, универсальных в России для любой ситуации: от встречи с пацанами до адского апокалипсиса. При этом, конечно, люди бежали не в укрытия, а туда, где метеорит лучше видно.

«Я думаю, что вывод иностранцев „этим русским все по барабану“ — неверный. Такое поведение типично только для Челябинска и Уральского региона. Если бы метеорит упал в другом регионе России, реакция на него была бы совсем иной», — это реальный комментарий некоего Тёмы, жителя России, на американском сайте.

Стоит разобраться, насколько это соответствует действительности.

Челябинск «суров» не более чем любой крупный промышленный город: в его основе — заводы, рабочие, тяжелый физический труд, не самый приветливый климат и экологические проблемы. Неженкам здесь не место. У этого явления есть и обратная сторона — жители промышленного Урала обладают ценными качествами, которым могла бы позавидовать столица: чувство собственного достоинства, непоказные доброта и взаимопомощь, а также интересное чувство юмора.

Челябинск вырос на месте казачьей крепости Челяба, заложенной на реке Миасс в 1736 году. На свой почтенный возраст город не выглядит, старину затмевает размах советского индустриального века. В Центральном районе есть старинные улочки, отреставрированные и выложенные плиткой (улица Труда — самая старая улица города), и все же сегодняшний Челябинск — процветающий промышленный мегаполис с характерной советской архитектурой, в которую внедрились не менее характерные постсоветские новостройки.

Заводские трубы никуда не делись, но дымят они уже не так, как раньше, — и промышленность модернизируется, и город перестал жить только промышленностью. Новые времена все больше стирают различия между районами Челябинска, хотя гостям в первую очередь всегда будут показывать Центральный — по праву и по всем признакам исторический, административный и культурный центр города.

В Центральном районе находятся огромный городской парк имени Гагарина, Челябинский зоопарк, Челябинская областная библиотека — одна из лучших в стране, прекрасный краеведческий музей, самый известный из челябинских памятников — «Сфера любви» на улице Воровского (у нас этот хрупкий стеклянный свод на металлических деревьях вызвал ассоциации с богато украшенной автобусной остановкой, но тут уместно еще раз вспомнить о суровости челябинцев и заткнуться). Популярнейшее у горожан место для прогулок — Алое поле, по весне расцветающее сотнями алых тюльпанов. В красно-зеленом природном окружении невероятно органично смотрится красно-зеленая церковь Александра Невского, ныне превращенная в Зал камерной и органной музыки.

Не менее естественно в Центральном районе смотрятся такие строения, как высотка Южно-Уральского университета — сталинский ампир 1950-х поддержала реконструкция 1990-х, в итоге получилось весьма масштабно. В начале 2000-х местный Церетели, скульптор Авакян, украсил фасад главного корпуса 800-тонными статуями Прометея и Славы, жутковато падающими с небес. Здесь же, в центре, находится Челябинский государственный университет, основанный в брежневском 1976-м и посему архитектурно никакой. Вся красота, как говорится, внутри.

В центре (на стыке Центрального и Калининского районов) образовался местный «Арбат» — пешеходная часть улицы Кирова, или просто Кировка. Кроме традиционных для такой улицы фонарей и скамеек, Кировка украшена неизбежными для современного городского дизайна скульптурами, смысл которых порой ускользает от приезжих, но хорошо понятен самим горожанам.

Композиция с верблюдом у ручья отсылает к гербу Челябинска, на котором изображены не шестеренка или трубопрокатный стан, а навьюченный верблюд. Франт в цилиндре, развалившийся на скамейке, — это пушкинский Онегин, которого (вероятно, из-за нагловатой позы) вечно принимают за гоголевского Хлестакова. Возле челябинского Онегина-Хлестакова принято критиковать местных чиновников. «Ходок за правдой» на Кировке тоже есть, пристроился со своей собакой у входа в Законодательное собрание. Не менее остроумно бронзовый «Нищий» сидит рядом с банком. «Чистильщик обуви» — возле обувного магазина. Модница — возле «Молодежной моды», которая существует на этом месте десятки лет и некогда считалась магазином «для мажоров» — тех, кто мог себе позволить одеваться лучше других. Самая загадочная, на взгляд приезжего, композиция посвящена братанию бывших московского и челябинского градоначальников: мяч в кепке. Смысл монумента понятен уже далеко не всем.

Есть на Кировке и грустные памятники — «Ветеран» (его часто называют «памятником Пенсионеру») и «Розенбаум», хотя это вовсе не изваяние певца и композитора, а памятник его песне «Черный тюльпан». О Шиндаде, Кандагаре и Баграме многие южноуральцы знают не из сводок новостей, в Челябинске очень большая и дружная община воинов-«афганцев».

Прибывающие в Челябинск на поезде неизбежно попадают в Советский район — именно здесь расположен ж/д вокзал, один из крупнейших транспортных узлов в стране (станция на Транссибе). Часть Советского района «залезает» в центр Челябинска, здесь находятся главные театры города, много вузов и десятки спортивных сооружений. Но чем дальше от центра, тем больше промышленных предприятий, от пивоваренного и кондитерского до завода «Трубодеталь».

За вокзалом начинается Ленинский район, самый промышленный из 7 районов города. В советское время это была закрытая зона, 16 заводов-гигантов трудились на оборонку. Сейчас именно Ленинский пользуется славой самого криминального района Челябинска. Ситуация постепенно улучшается, ведь здесь находится одно из самых красивых озер города — Смолино. Где красиво — там появляются застройщики со своим «элитным жильем». Однако сейчас гостям города здесь небезопасно, а в будущем — не очень интересно: не ехать же сюда ради обещанного аквапарка и местных представлений об элитной недвижимости.

А вот ностальгирующим по СССР стоит отправиться в Металлургический район на севере города. В Челябинске Металлургический район до сих пор называют ЧМЗ, такую надпись можно увидеть на маршрутках (принятые в Челябинске сокращения — отдельная большая тема). Кварталы «соцгородка», выросшего вокруг знаменитого ЧМЗ (ныне это Челябинский металлургический комбинат), — настоящий подарок для ценителей. Вопреки ожиданиям, это не криминальная заводская зона, а социалистический «город в городе». Пятиэтажки с зелеными двориками, где все друг друга знают, советские гербы на фасадах, красные звезды фонарей, мускулистые скульптурные металлурги, несколько уютных «прусских» домов, построенных пленными немцами, множество скверов и парков. Сейчас уже забыли, как советское государство умело благодарить тех, кто приносил доход в казну и повышал своим трудом престиж страны.

Однако в окрестности другого знаменитого челябинского завода, Тракторного, неместным пока лучше не соваться. Тракторозаводский район на северо-востоке города морально пострадал в 1990-е, когда главное производство практически остановилось. Сейчас дела налаживаются, что означает большое количество приезжей рабочей силы и ухудшение экологической обстановки. С другой стороны, однажды здесь откроется станция челябинского метро (метро строят с 1980-х, и челябинцы все еще не теряют надежды проехаться на подземном поезде при жизни нынешнего поколения), а активная деятельность девелоперов иллюстрирует планы по оздоровлению района.

Два района на северо-западе города, Калининский и Курчатовский, — предмет особой гордости челябинцев. Их часто объединяют названием «Северо-Запад», а еще чаще можно услышать название Северок — это микрорайон, включающий часть Калининского и Курчатовского районов. Левый берег Миасса начали активно застраивать относительно недавно, здесь нет никакой промышленности, зато множество торговых и развлекательных центров. Приезжим из крупных городов здесь может быть скучновато: в наше время ни ТРЦ, ни разноцветными многоэтажками в спальных районах уже никого не удивишь. Зато челябинский Северо-Запад считается самой безопасной и спокойной зоной города.

Важно

Если вы в Челябинске проездом, например приехали на поезде и собираетесь продолжить путешествие на автобусе, нужно учесть, что междугородние автобусы теперь останавливаются не на станции рядом с железнодорожным вокзалом, как раньше, а у дворца спорта «Юность» на Свердловском проспекте и у Областной больницы на улице Блюхера. В итоге автобусам не надо ехать с пассажирами через весь город, зато пассажиры с баулами вынуждены самостоятельно перемещаться от вокзала к вокзалу.

Воду из-под крана в Челябинске лучше не пить. В некоторых районах города, включая Центральный, это наглядно подтверждает ржавая жидкость, текущая из кранов. Проблема по большей части в старых трубах, поскольку система очистки воды здесь вполне современная. У всего города единственный источник воды — Шершневское водохранилище на реке Миасс между поселками Полетаево и Шершни. Но даже современные очистные сооружения не всегда справляются с нагрузкой, особенно во время паводков, и горожане регулярно это чувствуют.

Местные особенности

Челябинск долгое время страдал от пробок — такова судьба крупного транспортного и железнодорожного узла. Однако сейчас ситуация нормализовалась — многие улицы расширили, построили или отремонтировали развязки и объездные шоссе, разбитых дорог почти не осталось даже на окраинах. В 2008 году было открыто движение по кольцевой автодороге, соединяющей трассы, идущие из Челябинска в Москву (М-5), Кулуево, Екатеринбург и Курган (М-51), Троицк (М-36). Сегодня челябинцы с гордостью называют свои дороги одними из лучших в России.

Общественный транспорт в Челябинске представлен трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутками. С начала 1980-х строят метро, долго и упорно. Изначально ветка должна была пройти от северо-западной части города до Челябинского тракторного завода. Во время кризиса 2008 года работы были заморожены, но сейчас концепция изменилась: пусть медленно, но метро продолжают строить. Практически закончены работы на станции «Комсомольская площадь», к 2015 году должны заработать «Проспект Победы», «Площадь Революции» и «Торговый центр». Всего планируется восемь станций.

Как в большинстве крупных городов, в Челябинске очень востребованы маршрутки. Правда, названия маршрутов и остановок могут ввести приезжего в ступор. Например, Северо-запад — ЧМЗ или ЧТЗ — АМЗ. Районы часто называют по имени крупных заводов или других известных объектов, так что полезно заранее подучить местные сокращения.

ЧМЗ — маршрутка идет на север, в Металлургический район города, по названию Челябинского металлургического завода. Ныне завод переименован в комбинат, т.е. ЧМК. Такое сокращение в списке остановок означает, что маршрутка останавливается непосредственно рядом с комбинатом.
ЧВВАКУШ — остановка на Свердловском тракте и поселок в Металлургическом районе. ЧВВАКУШ в кои-то веки не завод, а знаменитое Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов.
ЧТЗ — Челябинский тракторный завод (Тракторозаводский район, северо-восток города).
ЧКПЗ — Челябинский кузнечно-прессовый завод, Ленинский район (восток).
ЧТПЗ — Челябинский трубопрокатный завод, Ленинский район. К ЧТПЗ относится самый «модный» промышленный объект города — суперсовременный и раскрашенный во все цвета радуги трубоэлектросварочный цех «Высота 239».
КБС — поселок на въезде в Ленинский район со стороны Тракторозаводского района. Аббревиатура расшифровывается как «культурно-бытовое строительство», т.е. это бывший соцгородок при очередном заводе.
АМЗ — поселок в Советском районе (юго-запад), по названию Челябинского автоматно-механического завода.

В Челябинске, как в любом крупном городе, есть свой язык. Современные жители предпочитают называть город коротко и энергично: город Ч или просто Че. Есть и другие прозвища: Челяба (отсылка к историческому названию), Чикагинск и Чикага (выражение «Зауральский Чикаго» было в употреблении в начале XX века), Танкоград (как один из крупнейших центров танкостроения во время Великой Отечественной войны), Столица Южного Урала.

«Площадь» в Челябинске — это чаще всего площадь Революции или, реже, Комсомольская площадь. Северок — западная часть Курчатовского и Калининского районов. «Полуторка» — однокомнатная квартира улучшенной планировки. «Горбулка» — батон «Городской».

События и праздники

9 мая — День Победы. В Челябинске, сыгравшем огромную роль в обеспечении фронта боевой техникой, этот праздник всегда отмечают торжественно и с размахом.
Конец июня / начало июля — Сабантуй. Традиционный «Праздник плуга» башкир, татар и чувашей прижился на всей территории Челябинской области.
Второе воскресенье сентября — День города.

Что привезти из Челябинска

Уральские сувениры можно приобрести в галерее «Каменный пояс» на улице Кирова: изделия из природного камня, сувенирные ножи из Златоуста, предметы декора из каслинского литья, изделия из меха. Сувениры попроще — магниты, открытки — тоже можно в изобилии найти на пешеходной Кировке.

История

Челябинск вырос из казачьей крепости Челяба, построенной в 1736 году у переправы через реку Миасс, на пути из Зауралья в Оренбург. Контроль над переправой и караванными путями надолго определил будущее города — недаром на гербе Челябинска изображен навьюченный верблюд, символизирующий торговлю. Поначалу Челяба была военным поселением, разраставшимся вокруг четырехугольной крепости. С 1743 по 1781 будущий Челябинск был центром Исетской провинции, объединившей все тогдашнее Зауралье от верховьев Яика до реки Ай.

Казаки занимались сельским хозяйством и продавали то, что вырастили, развивалась торговля, но ничего примечательного не происходило. Если не считать событий Крестьянской войны под предводительством Пугачева: в 1774 году челябинские казаки поддержали пугачевцев. Их бунт был быстро подавлен, но вскоре крепость заняли отряды пугачевского атамана Грязнова. Продержались они недолго, и с апреля того же года Челяба стала опорной базой правительственных карательных отрядов, подавлявших восстание в Исетской провинции.

Статус города Челябинск получил в 1787-м и до конца XIX века жил, в общем, тихо. «Бедный городишко», как сказал поэт В.А. Жуковский, посетивший Челябинск вместе с будущим Александром II, путешествовавшим по Уралу.

Тихая жизнь вошла в новую фазу в 1892 году. После того, как император Александр III отклонил проект постройки железной дороги от Самары до Омска через Казань, Екатеринбург и Тюмень, был выбран другой маршрут — через Уфу, Златоуст и Челябинск. В 1893 построили и ветку от Челябинска до Екатеринбурга. Город стал важнейшим транзитным пунктом на пути из центральных областей России в Сибирь и начал стремительно расти и богатеть. Вскоре он вышел на одно из первых мест в России по торговле хлебом, мясом, маслом и чаем.

Третий этап развития Челябинска пришелся на советскую эпоху индустриализации. Первый же пятилетний план предусматривал освоение месторождений и строительство промышленных гигантов в Магнитогорске и Челябинске. В 1933 году официально открылся Челябинский тракторный завод (тогда имени Сталина), который проектировали с участием американских специалистов высочайшего класса, строивших заводы Форда. Появление этого завода, а также Челябинского металлургического, стало залогом победы в будущей войне. В 1941-м в Челябинск эвакуировались заводы из европейской России, в том числе ленинградский Кировский и харьковский Моторный завод №35. Население города выросло почти втрое. После объединения предприятий на базе местных заводов с челябинских конвейеров сошла пятая часть всех выпущенных в СССР боевых машин, в том числе танки Т-34 и «Катюши». Танкоград — второе неофициальное имя города.

В послевоенные годы те же предприятия выпускали технику и профессиональные кадры для восстановления страны. В 1947 году был утвержден генеральный план развития города, осуществленный в 50-е годы. Именно тогда довоенные дома и бараки сменились сталинской застройкой. Часть зданий была выстроена пленными немцами — как и в Магнитогорске, эти «немецкие кварталы» сегодня выглядят очень уютно.

В 1976 году в Челябинске открылся Челябинский госуниверситет (ЧелГУ). Он создан на базе Челябинского политехнического института, созданного в 1951-м. Это не единственный университет в городе — есть еще ЮУрГУ, основанный в 1943 году как Механико-машиностроительный институт.

С 1976 года Челябинск — город-миллионник.

15 февраля 2013 года о Челябинске говорил весь мир — над городом пролетел неопознанный объект и прогремел взрыв, причинивший городу и области ущерб на миллиард рублей. Первые версии — падение самолета, ракетный удар и даже нападение пришельцев. Реальность оказалась не менее удивительной: над Челябинском взорвался довольно крупный метеорит (метеороид) диаметром около 17 метров. Повторение Тунгуски в этом густонаселенном месте могло иметь катастрофические последствия, но все обошлось испугом, легкими ранениями от выбитых стекол (зафиксировано 1613 пострадавших) и серьезными материальными убытками. Реакция зарубежных СМИ и блогеров была вполне в духе современного отношения к подобным событиям: «Почему всё самое крутое всегда происходит в России?»

Rambler's Top100