Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, по сути — главный музей Пскова, был основан в 1876 году. С 1900 года и по сей день он располагается в Поганкиных палатах — каменном жилом доме второй половины XVII века, принадлежавшем псковскому купцу Сергею Ивановичу Поганкину. Здание, кстати, ни разу не перестраивалось.

В музее, как говаривал академик Грабарь, «нас ожидают неожиданные и радостные открытия», а именно: великолепная коллекция древних икон, средневековое серебро, редкое оружие и очень недурная картинная галерея.

Если древнюю псковскую архитектурную школу с подачи Ле Корбюзье можно назвать «средневековым конструктивизмом», то современная ей иконопись может быть названа «древнерусским экспрессионизмом»: яркие, светящиеся изнутри краски, напряженная динамика композиций и поз, взыскующие взгляды персонажей. Это искусство возникло и достигло расцвета в небольшом по территории, но очень богатом средневековом Пскове — воинственном, вечно враждующим с соседями: Орденом, Литвой, Новгородом. Богатство Пскова зиждилось на торговле, одной из главных статей которой был реэкспорт цветных металлов — но не с востока на запад, как в недавние девяностые, а с запада на восток: в то время на Руси ничего кроме хлеба из земли не добывалось, и средневековым русским властителям даже для чеканки собственной монеты приходилось ввозить серебро, добытое в чешских, английских и шведских рудниках.

На этом сверхвыгодном транзите и сидел древний Псков, об этой великолепной конъюнктуре свидетельствует его ювелирное искусство, богато представленное в собрании музея: огромные массивные церковные чаши, панагии, оклады икон — весом в несколько килограммов, золоченые, украшенные редким жемчугом и драгоценными камнями, покрытые искуснейшей сканью, басмой и резьбой.

Сокровища нуждались в охране: в соседнем с серебром зале в прозрачном ковчеге лежат два меча, некогда хранившиеся в ризнице главного псковского собора: это священное оружие святых псковских князей Довмонта и Всеволода. В течение столетий существования вольного Пскова при интронизации очередного властителя псковичи не увенчивали его короной, а опоясывали одним из этих мечей. Это редчайшие исторические артефакты и великолепные образцы средневекового оружия.

На территории Пскова к ведению музея-заповедника относятся Приказная палата (административное здание XVII века) и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (XII век). По области — музеи-усадьбы Римского-Корсакова, Мусоргского, Ковалевской, мемориальные квартиры академика Виноградова, архитектора Спегальского, храмы с фресками XIV-XV веков, крепостные сооружения.

История

Построены Поганкины палаты в 70-80-х годах XVII века по заказу известного и богатейшего псковского посадского купца Сергея Ивановича Поганкина, который заведовал в Пскове денежным двором и таможней, был кабацким головою, вёл обширную торговлю.

Весь комплекс каменных построек П-образной формы возводился одновременно. Трёхэтажное здание предназначалось для семьи самого хозяина, двухэтажное — для семьи его взрослого сына. В одноэтажном строении размещалась поварня.

В 1711 году умер последний представитель рода — Григорий Юрьевич Поганкин, и палаты и все имущество его согласно завещанию были переданы церкви. В 1747 году здание было приобретено казною. В палатах был устроен сначала провиантский склад, позже — пороховой. В 1900 году Поганкины палаты были переданы Псковскому археологическому обществу, а спустя два года, после первой реставрации, в них открыли Исторический музей.

Снаружи Поганкины палаты выглядят крайне просто, здесь отсутствуют какие бы то ни было украшения. Фасадные поверхности их голы. Здание напоминает крепость, даже снаружи ощущается толщина стен, а окна похожи на бойницы. Раньше на окнах стояли решетки, и все 105 окон закрывались ставнями. Все строения возведены из природного материала — белой известняковой плиты. Из подвалов палат выводили два подземных хода, один вел к родовой церкви владельца палат, где потом он и был погребен.

Сохранившаяся каменная часть палат дошла до нашего времени с очень незначительными изменениями — утеряны только два крыльца палат, выходившие во двор, и верхние оконечности лестниц, которые связывали каменные помещения с деревянными хоромами, которые возвышались над корпусом по всей длине здания.

Сегодня в Поганкиных палатах находятся экспонаты Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. Богатые коллекции музея палат были разорены и разграблены фашистами во время Великой Отечественной войны. Многие экспонаты утеряны навсегда. Экспозиция исторического отдела музея рассказывает о жизни края от периода неолита до наших дней. Среди экспонатов много предметов производства, быта и культуры псковичей XI-XII веков, изделия местных мастеров кожевенного, гончарного, литейного дела.

Легенды

О купце Поганкине сложено в народе много легенд — одна страшнее другой. Ни одного доброго слова.

По одной легенде, когда-то он был бродягой, но нашёл клад и, познакомившись с «бесовскими деньгами», стал лютым человеком. По второй, он был атаманом разбойников, который пролил много человеческой крови и на награбленное построил палаты, прозванные «Поганкиными». По третьей, «поганым» его прозвал сам Иван Грозный — за наглость и нечестно нажитое богатство.

Rambler's Top100