Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Дворец Строгановых у Зеленого моста, на углу Мойки и Невского проспекта — единственный особняк в Петербурге, выстроенный придворным архитектором Растрелли для частного лица, шедевр русского барокко. В наши дни, когда этот отрезок Невского плотно застроен парадными каменными домами, трудно даже представить, какое впечатление производил этот дворец на фоне скромных сооружений молодого Петербурга.

Огромное здание в форме буквы Г возвели в 1753 году всего за шесть месяцев. Однако первоначальное внутреннее убранство почти полностью выгорело в конце XVIII века. Дворец восстанавливал и оформлял заново бывший крепостной Строгановых, ставший великим архитектором и знатоком искусств — Андрей Никифорович Воронихин. Из интерьеров Растрелли сохранился лишь Большой танцевальный зал с плафоном Дж. Валериани «Триумф героя».

Если верить городской легенде, пространство дворца было организовано с особым смыслом: последовательность парадных залов и личных покоев символизирует ритуальный путь масонских посвящений, а узоры на шпалерах включают в себя эмблемы духовного восхождения в масонском понимании. Так или иначе, но Александр Сергеевич Строганов, сын первого владельца дворца, меценат и президент Академии художеств, действительно был высокопоставленным масоном, в его доме собиралась петербургская ложа «вольных каменщиков». Предполагается, что алтарь масонского святилища находился в Физическом кабинете, который часто называют Египетским. На портрете работы Варнека Строганов изображен перед большим окном кабинета, за которым виден строившийся по проекту Воронихина Казанский собор — воплощение масонского Храма.

Мебель и убранство дворца были почти уничтожены и распроданы в советские годы, здание много десятилетий было закрыто для посетителей. Впечатляют фотографии залов до реставрации — полная разруха, зато под линолеумом кое-как выжил драгоценный воронихинский паркет, выложенный узором в виде солнца.

На первом этаже работает выставка восковых фигур — там можно увидеть многих знаменитых гостей дворца «во плоти». Тут же находится популярный «Музей шоколада».

Вход во дворец с парадного двора охраняет пара сфинксов. У них женские лица и довольно примитивный общий облик, почти грубый по сравнению с привычными тонко проработанными фигурами сфинксов. Считается, что это самые первые петербургские сфинксы (по крайней мере из тех, что украшали улицы и набережные). Когда-то они стояли на даче Строгановых, на набережной Большой Невки, а в центр города переехали уже в позднейшие времена.

Rambler's Top100