Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Монрепо — знаменитый пейзажный парк баронов Николаи, историко-архитектурный и природный заповедник — один из красивейших садов не только в России, но и во всей Северной Европе. Он находится в десяти минутах езды на машине от исторического центра Выборга. Всего десять минут, а кажется, что удаляешься на сотню километров — такая здесь тишина. Ощущение заповедности этого места усиливается тем, что парк окружен водой. Он разбит на берегу бухты Защитная. Если считать Выборг финским городом, каким он и был большую часть своей истории, Монрепо — единственный подобный парк в Финляндии.

От других усадебных парков Монрепо отличается сильным скандинавским колоритом и удивительным смешением культур: итальянские и английские садово-парковые стили соединились с немецкими и финскими мотивами. Природные скалы и ландшафтные композиции соседствуют здесь с традиционной декоративной «китайщиной», памятником герою «Калевалы» Вайнемяйнену, неоготическим постройками и сооружениями в античном духе. Современники писали, что парк был отражением личности его главного «автора» и хозяина, барона Людвига Генриха Николаи — государственного деятеля, книжника и поэта, знатока искусств.

Монрепо благополучно пережил две мировые войны и революцию, но чуть не погиб в мирное время, после присоединения Выборга к СССР. Разместившийся в усадьбе Николаи Дом отдыха Военно-технической академии имени Буденного расправлялся со старинным парком по-кавалерийски. Одним из спасителей Монрепо стал Дмитрий Лихачев — по его инициативе и настойчивым призывам бывшее имение Николаи все-таки стало музеем-заповедником и дожило до наших дней.

Французское название, традиционное для XVIII века (mon repos — мое отдохновение), подходит как нельзя лучше: здесь можно идеально отдохнуть душой и телом. Летом — берег залива, воздух, очищенный соснами и морем, цветы и ягоды. Осенью — яркие краски деревьев и запах палой листвы. Зимой — прогулки по льду залива и по заснеженному лесу. Весной — ароматы сирени, липы и клумбы с ранними цветами. А еще кафе, устроенное в «холодильнике» XVIII века: раньше здесь хранили лед, а сейчас кормят пирогами и поят чаем.

Главная особенность парка — равноправие природных и рукотворных архитектурных достопримечательностей. С одной стороны, парк украшают колонна в честь императоров Павла I и Александра I на острове Колонны, белая капелла Людвигсбург, Чайная беседка; с другой — валуны и скалы, гранитные ущелья, ландшафтные композиции вроде «Липовой корзинки», образованной из лиственниц и лип. Природные памятники в Монрепо «доработаны» сознательно: особенные деревья выделены и ухожены, скалы искусно обтесаны. Людвиг Генрих Николаи в поэме «Монрепо» изложил принцип создания своего сада. По его убеждению, вот что надо делать:


Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд — 
Вот в этом мастерство садовника-поэта

Современные музейные работники ухаживают за парком по этим заветам. Так, лет двадцать назад в Монрепо заметили необычный кедр, по форме напоминающий лиру. Дерево выделили, вокруг расчистили небольшую поляну, чтобы улучшить обзор, и еще одним произведением природы стало больше.

Вход в парк оформлен в виде деревянных ворот в неоготическом стиле. Современная реконструкция в целом повторяет оригинальный проект — четыре стрельчатые башенки, украшенные металлическими накладками и резьбой. Сразу за воротами — покрытые мхом гранитные валуны как символы природы Карельского перешейка. Самый большой из них называют Гулливером. Когда-то на этом камне стоял павильон «Китайский зонтик», служивший смотровой площадкой. Павильон утрачен, теперь его можно увидеть только на старых изображениях Монрепо. В отличие от китайских мостиков в восточной части парка: они тоже были разрушены, но воссозданы в конце прошлого столетия.

Кроме Китайского павильона, трагической потерей было разрушение фамильного некрополя Николаи на острове Людвигсштайн. Это больше всего потрясло потомков барона, которые сейчас находятся в контакте с музеем и помогают ему. Главная утрата последних лет — в 2011 году сгорел (говорят, в результате поджога) воссозданный Храм Нептуна на полуострове Нептуна. Это был павильон античного образца, обязательный элемент классического пейзажного парка. Сегодня от Храма Нептуна остался лишь фундамент, но его планируют восстановить.

Среди множества парковых затей Монрепо есть и «грот желаний». Это живописная пещерка глубиной шага в два — со стороны, впрочем, кажется, что там вход в подземелье. Считается, что если зайти внутрь и загадать желание, оно обязательно сбудется. Недалеко оттуда находится гранитное ущелье со статуей Вайнемяйнена — опять же воссозданной, памятник конца XIX века утрачен. Несмотря на новизну скульптуры, она выглядит старой: из-за климата легендарный сказитель быстро обрастает мхом.

Для большинства посетителей Монрепо самым интригующим местом парка кажется «Конец света». Однако на самом деле все прозаично: как и в Павловске, «Конец света» это просто конец парка. Дальше начинается лесной массив.

Местные особенности

Одна из визитных карточек Монрепо — изящная капелла Людвигсбург, стоящая на гранитной скале острова Людвигштайн, который стал семейным кладбищем Николаи. Капеллу построили в 20-х годах XIX столетия по проекту английского архитектора Чарлза Хитткота Тэтама. Летом до острова не добраться, лодки туда не пускают, остров закрыт для посещений. Так было и раньше: паромное сообщение предназначалось только для членов семьи Николаи, в скалах острова были вырублены фамильные склепы, а капелла с ее призрачным обликом была символом смерти и скорби. Однако зимой до капеллы все-таки можно дойти по льду.

В северо-западной части парка находится источник «Нарцисс» с павильоном над ним. Издавна считается, что здешняя слабоминерализованная вода обладает целебными свойствами, однако администрация парка еще перед входом предупреждает: сейчас воду из источника надо кипятить. Еще можно бросить монетку в небольшой гранитный бассейн, куда падают струи источника — на удачу и на возвращение.

Стоимость посещения

Вход платный, без предварительной заявки. Групповое экскурсионное обслуживание по предварительным заявкам.
Время работы администрации музея-заповедника: с понедельника по пятницу — с 10.00 до 17.00.
Входная плата:
Взрослый билет: 100 рублей.
Дети (до 16 лет), пенсионеры: 50 рублей.
Дети (до 7 лет) и льготные категории граждан (по предъявлении удостоверения): бесплатно.

История

До баронов Николаи земли парка Монрепо поменяли несколько владельцев. Людвиг Генрих Николаи писал, смешивая предания и реальность: «Лилль-Ладугорд (маленький скотный двор) издавна принадлежал шведской королеве. После того, как Петр I завоевал эти земли, он включил Выборг в состав империи. Королева держала при скотном дворе старика, охранявшего источники. Старика звали Выборг. Отсюда пошло название Старый Выборг. Генерал Ступишин, откупивший усадьбу, назвал ее Шарлоттенталь. По его завещанию Шарлоттенталь перешла к принцу Фридриху фон Вюртембергскому, который назвал ее Монрепо; у него я ее и купил».

Петр Алексеевич Ступишин, комендант Выборгской крепости, считается первым хозяином имения. Именно он начал разбивку парка и заложил усадебный дом — весьма скромный. Шарлоттенталь — это имя усадьба получила в честь жены Ступишина. После смерти Ступишина имение поступило в казну и ненадолго перешло к герцогу Вюртенбергскому, который и назвал усадьбу «Монрепо».

Людвиг Генрих Николаи, выходец из старинного шведского семейства, стал хозяином парка в последней четверти XVIII века. Этот энциклопедически образованный человек, знаток искусств, друг знаменитых французских просветителей, педагог, был учителем наследника престола Павла Петровича, а затем членом кабинета министров, госссекретарем, президентом Академии наук и вообще незаменимым человеком при Павле I и Александре I. В России его называли Андреем Львовичем. В отставку Николаи ушел только в 1803 году, попросив Александра I подарить ему хоть несколько лет покойной жизни в собственном имении на старости лет. Царь согласился, и барон увлеченно занялся устройством Монрепо в соответствии с собственными эстетическими принципами, о чем и написал поэму «Имение Монрепо в Финляндии».

Этот садово-парковый комплекс, появившийся в начале XIX века, стал одним из самых поздних великих романтических парков Европы и единственным в Финляндии. Николаи называл свой подход к устройству парка «мастерством садовника-поэта» и считал необходимым не преображать и побеждать природу, а лишь доводить ее до совершенства, замечая и используя все ее особенности и возможности. Именно так организован ландшафт Монрепо: видовые павильоны на естественных холмах, поляны, сочетающиеся с водным пространством, природный рельеф, в который были вписаны строения разных стилей, от экзотических «китайских» и «турецких» до античных и готических. Удивительный контраст между мрачной, первородной северной природой и этими затейливыми строениями, похожими на цитаты из разных культур, — одно из главных очарований Монрепо.

Людвиг Генрих Николаи был похоронен на семейном кладбище, которое сам задумал и создал на одном из островков в Монрепо. Остров Людвигштайн (»камень Людвига») называли Островом Мертвым, по аналогии со знаменитой картиной Беклина. Именно такое настроение, мрачно-романтическое, и вызывает это удивительно красивое закрытое место. Даже сегодня, когда некрополь варварски разрушен. Капелла, спроектированная англичанином Тэтамом, кажется построенной из белоснежных костей и выглядит как призрачный храм смерти.

Усадебный дом, возведенный в начале XIX века на том же месте, которое выбрал когда-то Ступишин, не является центром паркового ансамбля, он находится немного в стороне — большой особняк на каменном фундаменте, не очень похожий на дворец. Сейчас этот памятник эпохи классицизма находится в стадии консервации — его помещения пострадали от пожара в 1989 году. Рядом с усадебным домом расположен Библиотечный флигель. Когда-то здесь помещались книги, собранные тремя поколениями семьи Николаи — более 9 000 томов. В 1915 году собрание передали в университетскую библиотеку Хельсинки.

Rambler's Top100