Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Выставка достижений народного хозяйства — одна из главных и при этом самых уникальных достопримечательностей столицы, а может быть, и всей России. Дворцов да монастырей у нас, предположим, в достатке, а воплощенная Утопия — одна. Ибо во все времена люди стремились к идеалу, воплотить который удавалось, как правило, лишь в миниатюре, в отдельно взятом месте, коллективе, на ограниченном отрезке времени. На севере Москвы не так давно существовал и функционировал образцово-показательный, но полноценный город мечты послевоенной эпохи. В нем было все: и совхоз, и гастроном, и музей, и зоопарк, и кино, и карусель, и Достижения. Город обладал собственной инфраструктурой, властью, мифологией, населением, собственной флорой и фауной.

Основана эта утопия была еще до войны, в 1939 году. Изначально она носила имя Всесоюзной сельскохозяйственной выставки — ВСХВ. От первого периода сохранилось достаточно сооружений, но почти все они со временем были так или иначе перестроены. Самый известный памятник тех лет — бывшие Главные, а ныне Северные ворота выставки, памятные по фильмам «Светлый путь» и «Подкидыш», ныне скрытые современным торговым корпусом. 1 июля 1941 года выставка была закрыта, указ о возобновлении ее работы подписан лишь в 1948-м. Планировалось возродить прежнюю экспозицию в двухлетний срок — «но мечты разлетелись, наши мечты». В 1951-м был готов проект нового, огромного и великолепного комплекса, частично повторившего планировку первой ВСХВ, но значительно усложненного.

Площадь его увеличилась до 220 гектаров, что многозначительно составляло одну десятимиллионную часть территории СССР. Выставка была разбита на четыре основных зоны: главная аллея с павильонами республик, земледелие, животноводство, механизация, плюс зона отдыха. Было отстроено 318 зданий, в основном решенных в диковинном стиле сталинской эклектики. Предполагалось, что «некоторая изощренность форм» будет создавать «вид как бы сказочного города» и представлять «проявления национального темперамента» союзных республик.

Действительно, мир не видел более пламенной узбекской готики и более брутального карело-финского ампира. Но вмешалось непредвиденное: объект был сдан в эксплуатацию в 1954 году, буквально накануне переломного ХХ съезда, после которого начались гонения на архитектурные излишества. Авторы так и не получили ожидаемой Сталинской премии, а потомки до сих пор не осознали истинного величия этой диковинной архитектурной галлюцинации, не имеющей аналогов в мировом зодчестве.

Славно звучат анонсы старых путеводителей: «Ансамбль выставки — сложное полифоническое звучание, лейтмотив которого — тучные колхозные урожаи, богатство страны, героизм мирного труда, торжество молодости и благородной силы, любовь к человечеству и миру… Комплекс призван стать могучей мобилизующей силой в борьбе за счастливую жизнь, изобилие, пробуждать любовь к человеку и его гению». Возможно, так и было на самом деле — до тех пор, пока не увяло, не осыпалось в силу известных объективных причин. Величественные интерьеры разгородили на каморки торговых помещений. Что-то окончательно погибло, в том числе легендарные «Главпиво» и «Главликерводка», а на месте фантастического «Главмороженого» теперь лишь поросший лопухами пустырь.

К сожалению, список утрат продолжает расти и в наши дни. Сейчас под охраной находятся лишь 29 из более двухсот сохранившихся исторических построек выставки. В 2011 году сгорел павильон «Ветеринария» — одна из немногих оригинальных довоенных построек. Фактически утрачен украшенный деревянной резьбой ресторан «Лебедь», идет ликвидация модернистских павильонов 1960-х, ценность которых подтверждена экспертами. Но самое печальное, что выставка не рассматривается как единый, сложившийся архитектурный и парковый ансамбль — следствием этого стало начавшееся в 2014 году строительство огромного океанариума на территории, непосредственно примыкающей к знаменитому павильону «Космос».

Утрачено тепличное хозяйство выставки, под угрозой застройки пребывает территория животноводческого городка и замечательный комплекс «Новое в деревне». Взамен предлагаются выставочно-конгрессный, культурно-досуговый и административно-офисный центры. Поживем-увидим — именно сейчас решается дальнейшая судьба выставки: станет ли она потенциальным памятником ЮНЕСКО и главным туристическим аттракционом Москвы, либо обратится в современный, но банальный развлекательный комплекс, который вряд ли вселит в нас «любовь к человеческому гению».

Будем помнить, что Выставка — великий памятник стране, взрастившей героев, подобных Гасанову Садых Мустафа-Оглы, который «подражая писку мышевидных грызунов, за три года добыл на промысле 206 лисиц». И пока в ее стенах живет память о трудовом подвиге предков, нам есть на кого равняться!

Местные особенности

Советские путеводители уверяют, что на полный осмотр выставки требуется не менее пяти дней. Также уверяют, что начинать осмотр достопримечательностей следует непременно с главного входа. Титаническая триумфальная арка главного входа расположена в полукилометре от станции метро «ВДНХ» и увенчана символом выставки — статуями Тракториста и Колхозницы (не путать со звездной парой Рабочего и Колхозницы). Вход свободный.

Далее следует широкая аллея, по сторонам которой расположены многочисленные шумные аттракционы и колесо обозрения — все это возникло в 1990-х. Аллея выводит к Главному павильону — самому торжественному, парадному и при этом самому скучному из всех. Раньше здесь размещалась статистическая экспозиция «Торжество ленинских идей», потом — торжество мелочной торговли и выставка народных подарков программе «Поле чудес».

За павильоном открывается площадь Колхозов, которая состоит из двух частей: восьмигранной, окружающей фонтан «Дружба народов», и примыкающей прямоугольной, оканчивающейся фонтаном «Каменный цветок». Оба фонтана прекрасны, неподражаемы и всемирно знамениты. По сторонам площади выстроились 20 республиканских и региональных павильонов. Со временем их назначение красноречиво менялось. К примеру, павильон РСФСР сперва превратился в «Aтомную энергетику», потом стал «Магазином армейской амуниции», а теперь — музеем Ледникового периода. «Aрмения» была переоборудована в «Здоровье», а «Сибирь» — в «Aрмению». «Главтабак», побыв «Бытовым обслуживанием населения» и «Региональным бизнес-центром Саратовского землячества», теперь стал приютом Выставочного дегустационного зала (ликеры, вина и наливки региональных производителей).

Замыкает центральную часть выставки площадь Механизации, в центре которой установлена одна из главнейших московских святынь — рабочая копия гагаринской ракеты «Восток». Прилегающий павильон «Космос» — крупнейший, площадью 18 000 кв. м — также памятник с трудной биографией. Он строился как павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства»: вход украшала шеренга настоящих тракторов, а на угловых башнях возвышались изваяния рабочего с рычагами и колхозницы со штурвалом комбайна. Но «летели годы над страной со скоростью ракеты» — павильон превратился в памятный всем «Космос», а потом в крупнейший пункт розничной торговли садовым инструментом и огородной рассадой.

Из павильонов, расположенных по сторонам центрального радиуса, стоит отметить: к северу от площади Механизации — расположенный среди пруда №3 фонтан «Золотой колос» (прежде к нему прилагался одноименный ресторан; закрыт в 1990-е). В западной части территории примечателен заброшенный Зеленый театр (1939–54 гг.) и в особенности действующая Круговая кинопанорама — чудо техники конца 1950-х. Кинозал, оснащенный 11 экранами, обзор в 360 градусов — это до сих пор производит головокружительное впечатление. Чему способствует и антикварный репертуар зала, хитами которого являются фильмы «Возьмите нас с собой, туристы» и «Родники неисчерпаемые» (о сокровищах фольклора союзных республик).

Большая часть восточной части занята скорбными остатками некогда великолепного раздела «Животноводство». Павильоны, украшенные барельефами свиней-рекордсменов, еще целы, но давно пустынны. Безмолвствует и советская деревня, состоящая из типовых сельсовета, клуба, школы, роддома, МТС, агролаборатории и многого иного. Без сомнения, эта часть выставки обладает очень мощным туристическим потенциалом — где еще вам предложат экскурсию в образцовый колхоз 1939 года? Увы, ее и здесь не предлагают — здания не имеют охранного статуса и находятся под угрозой реконструкции. Однако пока что эта часть выставки наиболее интересна в плане пеших прогулок, сопряженных с самостоятельным поиском позабытых диковин.

Летнее расписание работы (30 апреля — 28 сентября):

Территория ВДНХ открыта ежедневно с 09:00 до 23:00.
Павильоны работают с 10:00 до 19:00.
В выходные и праздничные дни с 10:00 до 20:00.

Зимнее расписание работы (30 сентября — 29 апреля):

Территория ВДНХ открыта с 09:00 до 21:00.
В выходные и праздничные дни с 09:00 до 22:00.
Павильоны работают с 10:00 до 18:00.
В выходные и праздничные дни с 10:00 до 19:00.
Предприятия культурно-досугового назначения и общественного питания в осенне-зимний период работают до 21:00 в рабочие дни, в выходные и праздничные — до 22:00.

Rambler's Top100