Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Владикавказ всегда отличался необычайной конфессиональной пестротой. На небольшой по размерам территории города были представлены едва ли не все известные миру конфессии.

Суннитская мечеть (или мечеть Мухтарова) на левом берегу Терека — один из символов Владикавказа. Мечеть строилась с 1905 по 1908 годы, огромный вклад в финансирование строительства внес бакинский нефтепромышленник, миллионер Муртазы-Ага Мухтаров. Его жена Лиза, дочь генерала Туганова, была уроженкой Владикавказа.

Интересна история появления мечети во Владикавказе. Приводим отрывки из работы «Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование» Северо-Осетинского Центра социальных исследований Института социально-политических исследований РАН:

В XIX веке мусульманская община Владикавказа была представлена татарами, кумыками, частью осетин, ингушами, исповедовавшими ортодоксальный ислам — суннизм, и персами-шиитами.

Впервые вопрос о строительстве суннитской мечети был поднят в феврале 1863 года, когда татары–военные обратились к командиру Кавказского линейного № 9 батальона с просьбой разрешить им построить мечеть и выбрать из своей среды муллу. Они получили отказ, мотивированный отсутствием средств на постройку, а также наличием выделенного им помещения для молитв.

На протяжении XIX века было еще несколько прошений об устройстве мечети во Владикавказе, но по тем или иным причинам прошения отклонялись.

Только в апреле 1900 года в Терское Областное правление было подано прошение «уполномоченных от общества магометан-суннитов, жительствующих в городе Владикавказе» о разрешении на строительство мечети на левом берегу Терека на собственные средства мусульман-суннитов. … В августе 1900 года Владикавказская Духовная консистория сообщила в Терское Областное правление, что «на построение в г. Владикавказе магометанами-кумыками и казанскими татарами мечети препятствий не имеется».

Существует две версии строительства мечети. Одна из них — т.н. «татарская». Она сводится к следующему: проект мечети привез из Стамбула Садык Радимкулов, получивший его от муфтия мечети аль-София М.Б. Якубова. Чтобы завершить строительство, многие татарские семьи продавали свое имущество, закладывали дома. Денег не хватало, и тогда по совету друзей и родственников из Баку делегация татар из шести человек выехала в Баку на переговоры с нефтепромышленником М. Мухтаровым. Он пообещал оплатить незавершенные проектные работы. Но по возвращении татары получили письменные дополнительные условия Мухтарова, среди которых было и пожелание дать мечети имя «одной из наложниц его гарема», «христианки» Лизы Тугановой. По законам шариата татары не могли принять этих условий и отказали Мухтарову в сотрудничестве.

По другой версии, подтвержденной архитекторами-экспертами института архитектуры и искусства РАН, здание мечети сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Гаспаровичем Плошко, который и был автором проекта. Сделал он этот проект по поручению М. Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно.

Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети Х-ХII веков и даже знаменитую Аль-Азхар. Оно сооружено из белого известняка, привезенного на место строительства из окрестностей Баку. Согласно этой версии, М. Мухтаров взял на себя большую часть расходов и посвятил мечеть жене Лизе Тугановой.

Как бы то ни было, татары могут по праву гордиться тем, что когда в 1934 году горсовет принял решение уничтожить суннитскую мечеть, командир 25-й татарской роты 84–го кавалерийского полка Я.И. Беткенев отдал приказ воинам-татарам с оружием в руках встать на охрану мечети. Властям пришлось уступить и дать мечети статус памятника архитектуры.

В советскую эпоху в мечети располагался филиал Музея краеведения. А в 1996 году этот охраняемый государством памятник архитектуры был передан Духовному управлению мусульман Северной Осетии.

В настоящее время финансирование реставрации уникального памятника ведется из федерального бюджета и бюджета республики Северная Осетия.

Но, как часто случается в последнее время, «одно лечат — другое калечат». Постройка 12-этажного дома за Суннитской мечетью испортила самый узнаваемый вид — стройный силуэт мечети на фоне величественной Столовой горы.

Rambler's Top100