Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Музей «Маски и фигуры мира», несмотря на официальную «молодость» (он был открыт полтора года назад), можно считать одним из старейших в России. Частная коллекция, насчитывающая более двух тысяч масок, фигур, украшений и предметов культа началась с одной единственной маски, подаренной предку профессора психологии Романа Болысова во время Крымской войны 1853–1856 годов. Россия в то время воевала против коалиции во главе с Британской империей. Будучи потомственным медиком, предок Романа спас врага — английского офицера. Спустя время англичанин принес в подарок своему спасителю маску, которая и положила начало семейному увлечению, ставшему со временем делом жизни. Поколения сменялись одно за другим, коллекция продолжала расти, пока не оформилась в музей.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Африканские и азиатские маски, женские украшения племенных союзов, изделия Латинской Америки и Океании, сказочные скульптуры российских мастеров по дереву и керамике, собрание религиозных четок — уникальные экспонаты помогают проникнуться культурой других стран и народов и глубже понять их традиции.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Особую часть музейного пространства занимает коллекция «Сказки России», представляя собой все «сказочные» части нашей необъятной страны — от Центральной России до самых северных ее уголков. Баба-Яга, Леший, Кикимора, Домовой — пантеон «нечистой силы» представлен героями только на первый взгляд отрицательными.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

У руля музейного проекта, сочетающего в себе все традиционные и нетрадиционные культуры мира, стоит супруга Романа Болысова Татьяна, которая рассказала сайту Strana.ru о том, что скрывалось за масками настоящих скоморохов и откуда на самом деле пошла традиция европейских карнавалов.

— Татьяна, несмотря на то что семейная коллекция насчитывает порядка двух тысяч масок, фигур и украшений, в музейном зале Измайловского кремля можно увидеть не больше ста экспонатов. Почему?
— Мы специально не рассматриваем большие помещения, поскольку тема эта настолько сакральная и магическая, что другой формат просто не соответствовал бы нашей главной задаче. Когда важно не просто показать маску, а рассказать как можно больше о том, какой смысл в нее заложен. При большем количестве экспонатов люди уходили бы от нас не через час, как после обычной экскурсии, а часа через три-четыре (улыбается).

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

— Основной контингент посетителей — это школьники?
— Люди приходят разные — музей интересен и детям, и взрослым. Например, участники программы «Московское долголетие», люди с богатым жизненным опытом, чувствуют энергетику этого места по-своему. Для детей подразумевается более игровой формат: они трогают маски, примеряют их, а уже дома, вдохновившись новыми знаниями, придумывают свои.

— Можно ли сказать, что «масочная» традиция в России не так сильна, как в той же Африке или Азии?
— Ни в коем случае. Просто она отличается. Африканские и азиатские маски так или иначе канонические, то есть изображающие конкретного персонажа или божество. У наших предков канонические маски тоже были, но при этом было и много творчества. Взять, к примеру, ряженых. Их маски никогда не были одинаковыми, всегда что-то добавлялось: то колокольчики, то рога, то шкуры. Или скоморохи, которые делали маски сами для себя — деревянные и кожаные обычно черного или коричневого цвета, наподобие тех, которые висят у меня за спиной.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Татьяна Болысова. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Татьяна Болысова. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

— Выглядят устрашающе…
— И тем развенчивают миф о том, что скоморохи — это клоуны и шуты. На самом деле, клоунами в современном понимании они никогда не были. И добрыми не были тоже: шутки скомороха всегда отличались язвительностью, болезненной подковыркой, потому что функцией скомороха было высмеять грех, а не просто рассмешить толпу. Еще один серьезный культурный пласт, о котором мы рассказываем, — это сибирские погребальные маски, относящиеся к Таштыкской культуре железного века (II век до н. э. — V век н. э. — прим. авт.). В отличие от скоморошьих, они выглядят необычайно красиво — особенно женские, что свидетельствует о большом почете.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

— Как получилось, что вас настолько увлекла эта тема? Давно ею интересовались?
— С детства я очень любила сказки. Фольклор весьма близок и к мифологии, и к религии, находясь как бы в пограничной зоне, поэтому в этой области я себя чувствую более чем комфортно. Муж даже говорит, что я обезумела (смеется). В хорошем смысле этого слова, конечно. Когда погружаешься в тему, оторваться от нее невозможно. Например, сейчас я читаю «Махабхарату» — древнеиндийский эпос, который можно назвать жизнеописанием всего. Даже индусы читают его укороченную версию, однако я пошла другим путем — путем всех восемнадцати книг.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

— Герой Джима Керри в фильме «Маска» преображался с ее помощью до неузнаваемости, становясь фактически другим человеком. Маски действительно способны так сильно менять людей?
— Во-первых, настоящая маска с заложенным в ней сакральным смыслом — о какой бы части света мы сейчас ни говорили — никогда не могла попасть к человеку простому: для того, чтобы носить ее, было необходимо пройти ряд испытаний, вступить в определенную касту, сословие или тайное сообщество. И только тогда, когда претендент доказывал свои навыки, он имел право вступить в этот закрытый союз. Что касается нашей страны, то человек несведущий, плохой и глупый никогда не мог бы надеть маску скомороха.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

— Что происходит с человеком после такой инициации?
— Он становится человеком высшего порядка. Обладая гораздо большим энергетическим потенциалом, он и позволить себе может намного больше. Если мы говорим об африканских племенах, то их представители становятся духами предков. Если об азиатских народах, то, как правило, речь идет о перевоплощении в различные мифические существа. Корни маскарадов и карнавалов — наших и европейских — именно оттуда.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

— Да, но сейчас маску может надеть любой человек. Приехать в Венецию, например, и стать частью грандиозного торжества. Получается, сакральность утеряна?
— Если брать массового туриста, то да. Но остались еще племена, члены которых — последователи древних культов — до сих пор проводят различные обряды и никому их не показывают. Тем более туристам.

— Ваша квартира наверняка выглядит как музей. Не пугает такое количество масок дома?
— Уже нет. Привыкли. Вот яблочки им покупаем, чтобы задобрить, иначе начинают сниться и просить добавки (улыбается). И еще наши маски плохо выдерживают конкуренцию: стоит, например, на выездном мероприятии одному из наших экспонатов оказаться рядом с другим объектом культа, то с последним непременно что-нибудь случается. То просто упадет, то и вовсе разобьется.

— У вас есть любимый экспонат в коллекции?
— Мне очень нравится вот этот товарищ в украшениях — исполнитель желаний из Африки. По количеству вбитых в него гвоздиков можно понять, сколько раз к нему обращались за помощью. Теперь посетители оставляют на нем заколочки, резиночки, кладут рядом монетки. И он помогает.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Важно

На все экскурсии, лекции и другие мероприятия музея предварительная запись обязательна.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Местные особенности

Музей «Маски и фигуры мира» — не просто музей, а клуб-музей-лекторий, который объединяет людей, посещающих лекции, путешествующих к Местам силы, принимающих активное участие в выставочной деятельности, занимающихся суставной гимнастикой и работающих со своим энергетическим полем.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В музее проводятся лекции по этнографии, истории и религиоведению. Практически все музейные экспонаты используются в различных методиках реабилитации школы Коло-сва — русского боевого энергетического искусства.

Официальный сайт Музея «Маски и фигуры мира».

Музей в соцсетях:

- Facebook
- ВКонтакте
- Яндекс.Дзен

Музей работает ежедневно, кроме вторника, с 12:00 до 18:30.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Стоимость билетов

300 рублей (с экскурсией), 200 рублей (без экскурсии).

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Как добраться

Адрес: Москва, Измайловское шоссе, 73ж (культурный комплекс «Кремль в Измайлово»)

Телефоны: +7 (965) 202-38-38, +7 (985) 304-31-48 (Татьяна Болысова)

Звонки принимаются ежедневно без обеда и выходных с 09:00 до 20:00.

Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музей «Маски и фигуры мира». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Rambler's Top100