Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Хорошо известна расхожая фраза: «сделано без единого гвоздя». У большинства это выражение наверняка ассоциируется прежде всего с деревянными церквями в Кижах. Между тем подобные строения сохранились не только там. Одно из них, причем сооруженное не только без гвоздей, но даже без дополнительных перекрытий, можно увидеть в Торжке. Ближе к окраине провинциального города, пропитанного духом патриархальности, немного южнее величественного Борисоглебского монастыря, на высоком берегу реки Тверцы стоит церковь удивительной красоты, один из символов Торжка — Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм.

Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов. Strana.Ru
Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов

В прошлом в городе было немало деревянных церквей. Многие из них сгорели в начале XVII века, в смутные времена, а потом были отстроены в камне. Лишь этот, хоть и не без изменений, дошел до наших дней. По количеству перестроек и модернизаций Тихвинскую церковь можно считать едва ли не рекордсменом. Каждая перестройка этот храм не только укрепляла, но и добавляла что-то новое.

Сначала была клеть

Первые упоминания о храме во имя Вознесения Христова найдены в Тверской Писцовой книге дьяка Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева. Запись от 1625 года гласит, что на пожертвования посадских людей на посаде возведена церковь. В то время она представляла собой простейшее по форме сооружение — клеть: четырехугольный сруб с двускатной крышей и одной главкой.

Первая реконструкция постигла храм уже в 1653 году, когда храму был выдан новый антиминс — покров на престол. Обычно это происходило при строительстве нового храма или утрате старого антиминса. На месте старой была возведена новая церковь, которую принято считать основой здания, стоящего в Торжке сейчас. Судя по всему, в тот момент храм представлял собой башню типа церкви в Ширковом погосте на берегу озера Вселуг. В том же 1653 году о храме имеется упоминание в клировой ведомости, что можно считать официальным подтверждением его существования.

Прошло еще несколько десятков лет, и в 1717 году деревянный Вознесенский храм был вновь перестроен. Высота строения, сложенного из красной сосны, составила 34 метра, что по тем временам было практически до небес. Храм представлял из себя четырехъярусную конструкцию. На двухсветное высокое четырехгранное основание (четверик) были водружены три уменьшающиеся в размерах восьмигранных барабана (восьмерики). Венчал конструкцию глухой высокий узкий барабан, завершающийся массивной главой луковичной формы. Все ярусы прорезали небольшие окна с простыми наличниками, типичные для жилой торжковской застройки того времени.

С восточной стороны к храму примыкала поделенная на грани апсида, выступающая по отношению к основному объему, а с западной — прямоугольная трапезная с 24 окошками из цветных стекол и крыльцо. Центральная часть и трапезная храма были срублены «в обло», то есть с остатком, а алтарная — «в лапу», то есть без выступающих элементов. При этом значительная часть бревен, из которых сложена церковь, как бы скручена относительно своей оси. Такие бревна изготавливали из сосен, растущих на ветру, по берегам рек, поскольку именно они были наиболее прочны и устойчивы к нагрузкам.

Каждый элемент структуры церкви имеет символическое значение. Главка, увенчанная крестом, символизирует Церковь Небесную и ее Главу — Христа. Основание храма — символ земли и мира людей. Три уменьшающихся в размере восьмигранника означают соединение божественного и человеческого.

Очередное улучшение постигло церковь в 1780-е годы, когда под зданием был сооружен фундамент из традиционного для того времени материала — белого старицкого камня. По какой технологии осуществлялись работы, неизвестно, зато на одном из камней сохранилась выбитая надпись: «1782». Год спустя, в 1783 году, тесовую кровлю заменили железной. Еще через пару десятков лет, в 1806 году, к храму пристроили паперть, а в 1828 году переделали главу.

Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов. Strana.Ru
Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов

Крутой поворот

Как ни старайся, время не щадит никого и ничего. Храм ветшал, да и прихожане просили возвести у Старицкого тракта новую теплую церковь. По оценке церковных властей, несмотря на все перестройки и улучшения, здание продолжало разрушаться. Насколько реальной была «ветхость» постройки, теперь уже не разберешь, ведь здание старой церкви пусть и не в лучшем виде, но стоит до сих пор, то есть целых полтора века. Ну, а цена любой «строительной экспертизы» во все времена хорошо известна. Как бы то ни было, в скором времени храм ожидал крутой поворот: в 1854 году приняли решение о строительстве на месте деревянной Вознесенской церкви нового каменного храма.

Старую церковь сначала хотели просто снести, а дерево употребить на строительство новой или продать другому приходу, но судьба распорядилась иначе. На защиту храма встал архиепископ Тверской и Кашинский Филофей (1808–1882). Он решительно запретил сносить «замечательную и по древности и по архитектуре церковь». По распоряжению архиепископа деревянный храм аккуратно перенесли на новое место, где под зданием был сооружен подвал. Если верить легенде, из него шел подземный ход в туннель под речкой.

Хоть церковь и перенесли, службы в ней прекратились, двери и окна были заколочены, что способствовало медленному, но неумолимому разрушению постройки. Крепкие красные сосновые бревна церкви специально вымачивались в чесночном растворе, и они бы еще долго держали оборону против гнили и плесени, но нашлось другое слабое место. Прогнила и стала протекать крыша. Тут на помощь пришли архимандрит Борисоглебского монастыря Антоний, известный тверской собиратель старины Август Казимирович Жизневский и староста каменной церкви Алексей Кузьмин. По их совместной инициативе у церкви началась новая жизнь: в 1883 году ее подлатали, расширили окна и, закрыв красоту срубной конструкции, впервые обшили бревна тесом. 5 октября того же года распоряжением епархиального руководства церковь, чтобы избежать путаницы со стоящим рядом каменным Вознесенским храмом, заново освятили во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, которая издавна почиталась в местном приходе. Ради такого события в Торжок приехало много почетных гостей, в том числе тверской губернатор Афанасий Николаевич Сомов. А чтобы сохранить в народе память о древней деревянной церкви, ее стали называть Старо-Вознесенской церковью.

Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов. Strana.Ru
Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов

Без перекрытий

Вход в храм закрывала тяжелая дверь с массивным замком. В отличие от большинства деревянных русских храмов, Тихвинская церковь не имела перекрытий и низкого потолка, благодаря чему внутри выглядела чрезвычайно просторной и светлой. Стены были гладко вытесаны. Из-под свода вниз спускалась кованая цепь с деревянной люстры (паникадила) в виде голубя с распростертыми крыльями, на спине и крыльях которого были укреплены подсвечники. Свечи в них зажигали на большие религиозные праздники.

И нижний, и верхние ярусы были богато украшены, отчего архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (1839–1908) называл его «церковно-археологическим музеем». На верхних ярусах роспись была сделана еще в XVIII веке в стиле народного лубка: Знамение Божией Матери на восточной стене, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст по промежуточным сторонам света. В потолке верхнего яруса находилась восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы. Нижние ярусы расписывались позднее, во второй половине XIX века. Живопись была выполнена весьма редкими в этих краях клеевыми красками.

Трапезная также была украшена: по правую и левую сторону арки установили несколько древних икон в обрамлении из витых резных колонок с виноградными гроздьями.

В храме было два иконостаса: пятиярусный в молельном помещении и маленький в трапезной. Большой иконостас венчал крест с распятым Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею. Среди икон было немало древних, в том числе святых Жен-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского.

Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов. Strana.Ru
Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов

Типичная судьба

В советскую эпоху Тихвинкий храм разделил обычную судьбу российских религиозных учреждений: богослужения были прекращены в 1929 году. Дальнейшая судьба здания церкви тоже типична: использование помещение не по назначению и не в качестве музея, бесхозность и, как следствие, угроза существованию.

Во время войны храм пострадал очень сильно, а после достаточно долго простоял в полуразрушенном состоянии. В начале 1950-х годов здание находилось в пользовании Новоторжского ОПП УМВД. Во второй половине 1960-х годов церковь передали под склад мебели Торжокторга. Часть стекол в окнах на тот момент отсутствовала, а кровля требовала ремонта.

Примерно тогда же был разработан, но не реализовался проект переноса церкви в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком. Тихвинский храм остался в Торжке на прежнем месте и все-таки выжил. Хоть и с некоторыми потерями, его удалось сохранить.

Историческая и культурная ценность Тихвинской церкви была осмыслена лишь спустя годы, когда в 1974–1975 годах провели реставрацию Старо-Вознесенской церкви по проекту архитектора Анатолия Ивановича Кустова. Храму была возвращена первоначальная форма и размер окон с наличниками, характерными для архитектуры Торжка, покрытие продолговатыми слегка изогнутыми дощечками в форме лопатки -- их называют русской черепицей или лемехом. С точки зрения историчности и аутентичности важным этапом стало удаление с внешних стен обшивки тесом. Она, надо сказать, выглядела ничем не лучше модной нынче отделки старинных зданий вульгарным сайдингом.

В 1981–1982 годах работы были продолжены. За два летних сезонов в отреставрированной церкви была укреплена и законсервирована настенная клеевая роспись, а также две сохранившиеся иконы и распятие. После консервации настенной живописи и икон последние были переданы реставраторами в Василевский архитектурно-этнографический музей на временное хранение. Хранилище этого музея находилось в Торжке. Вопрос о возможном музейном использовании деревянной Вознесенской церкви обсуждался уже тогда. К счастью, эти иконы «не ушли» из Торжка, как тысячи других, и не пропали. В общей сложности реставрационные и научно-исследовательские работы продлились почти десятилетие.

Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов. Strana.Ru
Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов

Новое время

Богослужения в храме возобновились лишь в 2006 году, когда его передали в ведение Тверской и Кашинской епархии. Тогда же были предприняты очередные попытки если не восстановить в полном объеме, то хотя бы законсервировать постройку с целью предотвращения дальнейшего разрушения здания. Однако реставрация 2000–2010 годов затянулась. Скопившаяся под строительными лесами влага стала причиной появления новой гнили. Реставраторы были вынуждены частично пожертвовать остатками старинных росписей на бревнах и заменить старое дерево на новое.

Увы, несмотря на все усилия, в наши дни Тихвинский храм находится в удручающем состоянии. Есть серьезные опасения в сохранности памятника. Необходимость проведения срочных консервационных и реставрационных работ видна, что называется, невооруженным глазом. Ведь храму без малого 400 лет!

Есть информация, что в 2017 году реставраторами Тихвинской церкви подана заявка на участие в Федеральной целевой программе «Культура России» Министерства культуры по реставрации памятников истории. Работы намечаются на 2019–2021 годы. Что ж, 2019 год уже не за горами.

Община верующих уже сейчас старается сделать все возможное, чтобы сохранить и украсить храм. Прежде всего, вокруг церкви надо восстановить забор и, по возможности, нанять сторожа, поскольку ветхое деревянное здание может в любой момент вспыхнуть. Пожар уже чуть не случился в 1989 году в результате короткого замыкания кое-как проложенных проводов.

Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов. Strana.Ru
Торжок. Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм. Фото: Андрей Ордальонов

Вместо заключения

Главными отличительными чертами Старо-Вознесенской церкви являются четкий и строгий силуэт, цельность и монументальность. Простое по форме, оно кажется изящным, высоким и как будто вырезано из единого куска дерева. На Руси издревле существовал обычай возводить обыденные церкви, то есть построенные за один день. Как говорят, Старо-Вознесенская Тихвинская церковь — одна из таких. Вот ведь как бывает: храм построен за один день, а стоит столетия. Вокруг нет забора и жилых построек, а от самой церкви веет отрешенностью и задумчивостью. Наверное, так оно и есть. Наверное, так и должно быть, в этом глубокий смысл, в этом предназначение и судьба, а храм, украшающий высокий берег Тверцы, является настоящим символом устремления в вечность.

Важно

Сейчас церковь действует как летняя, то есть богослужения проходят летом. В остальное время она доступна для прихожан лишь по договоренности. Да и летом храм гарантированно открыт для посещения только во время служб и в выходные дни.

Местные особенности

Адрес: г.Торжок, ул. Грузинская, дом 29
Координаты: 57°1’45″N, 34°57’43″E

Rambler's Top100