Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

История создания петербургской дамбы от замысла до воплощения растянулась на 200 лет, и практически до последнего момента многие, если не большинство, сомневались в эффективности сооружения и в его безопасности для экологии. Сейчас, когда дамба действует в полный рост уже пять лет, большая часть сомнений развеялась. Наводнения атакуют город еще чаще, чем раньше, однако ни одно не достигло высоких уровней опасности — дамба справляется со своей задачей. А если посмотреть на нее вблизи, мы увидим весьма впечатляющее инженерное сооружение невероятного масштаба — такое же футуристическое, как мосты ЗСД и башня в Лахте.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Источник: <a href="https://vk.com/damba_2017">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Источник: ВКонтакте

«Дамба» — определение условное: на самом деле это 11 соединенных дамб. Комплекс защитных сооружений перегораживает Финский залив двумя рукавами: от станции Бронка на южном берегу Невской губы до острова Котлин и от острова Котлин до станции Горская в районе Сестрорецка. Эта линия считается границей Невской губы и собственно Финского залива. По верху дамб проходит шестиполосная автомагистраль петербургской КАД. Общая длина КЗС — 24 с половиной километра, 22 из них — над водой Финского залива.

Санкт-Петербург. Схема Комплекса защитных сооружений (КЗС). Источник: <a href="https://dambaspb.ru">dambaspb.ru/#intro</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Схема Комплекса защитных сооружений (КЗС). Источник: dambaspb.ru/#intro

Задача КЗС — не пропустить в Невскую губу нагонную волну из Балтийского моря, которая становится главной причиной наводнений. Дамбы возвышаются над уровнем моря на семь с половиной метров, что превосходит самую высокую из случавшихся нагонных волн на три метра. Защитные сооружения должны не только преграждать путь воде в случае опасности, но и не препятствовать водообмену в обычной погодной ситуации. Поэтому дамба — не сплошное заграждение, а цепь заграждений с отверстиями, через которые проходит вода. Эти «дыры» между дамб — шесть водопропускных сооружений и два судопропускных сооружения. Все проходы снабжены подвижными затворами разных конструкций. Общая ширина отверстий — два километра. Это шире, чем устье Невы, однако противники дамбы считают, что этого мало для поддержания нормального водообмена. Большинство экологов эту точку зрения уже не поддерживают. Никаких роковых или просто заметных негативных изменений в экологии залива после постройки дамбы не произошло. Ни один вид рыб не исчез, у водопропускных сооружений прекрасная рыбалка, а «цветение» воды в заливе — естественный процесс.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Источник: zavodfoto.livejournal.com

Основное судопропускное сооружение — С-1 — это двухсотметровые всесезонные ворота для кораблей на южном отрезке КЗС, то есть ниже Кронштадта. Все суда, прибывающие в Петербург, благополучно проходят через него. Второе судопропускное сооружение (С-2) расположено на северном участке дамбы. Оно имеет вдвое меньшую ширину и оборудовано подъемным мостом, но за последние годы его ни разу не открывали, С-1 справляется с нагрузкой. Считается, что С-2 — это запасные «ворота», созданные по настоянию Министерства обороны. С-2 называют Горбатым мостом, и до недавнего времени это место было особо популярно у ловцов корюшки. Сейчас корюшка вместе с рыбаками сместилась с югу.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Судопропускное сооружение С-1. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Судопропускное сооружение С-1. Источник: zavodfoto.livejournal.com
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Конструкции судопропускного сооружения С-1. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Конструкции судопропускного сооружения С-1. Источник: zavodfoto.livejournal.com

Под судовым проходом С-1 проложен туннель Кольцевой автодороги. Когда дамбу закрывают, С-1 запирают с помощью двух плавучих гидротехнических затворов — батопортов. Они выталкиваются в судовой проход, заполняются водой, встают на дно и преграждают путь волне. Затвор С-2 в обычном состоянии опущен на дно судоходного канала, откуда его поднимают с помощью гидравлических цилиндров. Водопропускные сооружения тоже закрываются гидравлическими затворами при помощи гидропоршней. Процесс управляется электроникой и требует больших затрат электроэнергии. Так что решение о закрытии дамбы принимается по специальному протоколу.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Водопропускное сооружение. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Водопропускное сооружение. Источник: zavodfoto.livejournal.com
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Затвор водопропускного сооружения. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Затвор водопропускного сооружения. Источник: zavodfoto.livejournal.com

Нагонная волна образуется в Северной Атлантике, и за 60 часов до ее возможного прихода в Невскую губу шведские метеорологи передают данные в российский Гидрометцентр. Если за сутки до предполагаемого события прогноз не меняется, Гидрометцентр сообщает МЧС, а МЧС оповещает руководство дамбы. Решение о закрытии принимается, если уровень подъема воды достигает 160 сантиметров — это наводнение, надо опускать затворы. В течение полутора часов дамба закрывается и открывается снова, когда вода спадает.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Судопропускное сооружение С-2. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Судопропускное сооружение С-2. Источник: zavodfoto.livejournal.com

Поскольку на подъем воды влияет не только волна из Финского залива, но и быстрое противоположное течение Невы, дамбу нельзя закрывать дольше, чем на 35 часов. Иначе накопившаяся вода может затопить город с другой стороны. Пока это не было проблемой, но уже в этом году 27 сентября затворы дамбы простояли закрытыми почти сутки. Есть мнение, что дамба уже работает на пределе.

Местные особенности

Кроме технической красоты и защиты от наводнений, дамба хороша еще и для рыбалки. К практическому удовольствию от рыбалки прибавляются впечатления от созерцания удивительного пейзажа. Правда, останавливать машины на магистрали, которая проходит по дамбе, официально запрещено. Запрет не особо соблюдается, но эвакуаторы работают регулярно. Поэтому лучше поискать описание удобных подходов и актуальные детали найти на специализированных рыболовных сайтах. По отзывам рыбаков, корюшка, например, теперь ловится на южном отрезке дамбы.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">zavodfoto.livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС). Источник: zavodfoto.livejournal.com

Безусловно, нельзя и опасно рыбачить над водопропускными отверстиями — там сильное течение.

Rambler's Top100