Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

«Тут всё в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья, но пройдешься раз-другой, вглядишься — и впечатление маленького исчезает», — писал об усадьбе в Мелихове ее знаменитый владелец, Антон Павлович Чехов.

После поездки на Сахалин Чехов окончательно понял, что у него не хватает ни сил, ни здоровья, ни денег жить в Москве, и начал подыскивать имение для всей семьи. В феврале 1892 года он приобрел усадьбу Мелихово недалеко от села Лопасня. «Помешчик А.Чехов» — иронически называет себя Антон Павлович в письме брату Александру. В переписке того периода он вообще много и охотно иронизирует по поводу своего нового статуса — так, что за этой иронией видится даже некоторая одержимость, вполне объяснимая: предки Антона Павловича и по отцовской, и по материнской линии были крепостными.

«Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10-20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом. За это удовольствие я буду платить процентов в год 490 р. Утешаюсь расчетом, что за квартиру и за дачу я платил гораздо дороже», — писал Чехов В.В.Билибину 22 февраля 1892 года.

«Великое герцогство» досталось писателю в запущенном состоянии; Чеховым пришлось немало потрудиться, обустраивая поместье. Семь лет, с 1892 по 1899 годы, пока семейство Чеховых обитало в Мелихове, большая территория усадьбы содержалась в порядке, хотя писатель жаловался, что, «как Расплюев, в сельском хозяйстве знает только, что земля черная».

За последние сто лет древнее село Лопасня доросло до статуса города и сменило название: теперь это, конечно, Чехов, административный центр Чеховского района. Мелихово, бывшее «великое герцогство» писателя, место, где была написана великая «Чайка», стало смысловым, символическим центром этого края. Музей-заповедник Чехова теперь и сам превратился в своеобразного «помешчика» с филиалами по всему району: это и Музей писем Чехова в Чехове, и музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское», и бывшая земская школа в селе Новоселки, построенная на деньги Чехова в 1897 году.

В самой усадьбе, как и сто лет назад, постройки деревянные, заборы низенькие, дорожки узенькие. Туристы толкаются за место на дорожке, подбираясь поближе к экскурсоводу. Самый большой объект — собственно усадебный дом, где жила семья Чеховых. Потому и экспозиция здесь семейная, не зацикленная на одном только Антоне Павловиче. Быт семейства, его обычаи и привычки нашли отражение в каждой комнате. В спальне Павла Егоровича, отца писателя — сушеные лекарственные травы и толстая амбарная книга, в которой тот вел записи о каждом дне в усадьбе. В комнате сестры Марии — этюдник и краски. В гостиной — картины брата Николая. Экскурсовод добавит милых семейных подробностей — например, что малую гостиную Чеховы именовали «пушкинской», по портрету поэта на стене, или «итальянской» — за цветные стеклянные витражи. И что фото в гостиной, где Чехов снят рядом с Щепкиной-Куперник и Яворской, писатель называл «Искушением святого Антония».

Но свою «Чайку» Чехов написал не здесь, а в деревянном флигеле, построенном в 1894 году по проекту не кого-нибудь, а самого Федора Осиповича Шехтеля. В этот маленький, почти игрушечный домик Чехов уходил работать, когда в большом доме становилось слишком шумно от домочадцев и гостей.

Сюда, в Мелихово, Чехов вернулся после провальной премьеры «Чайки» в Петербурге и занялся привычными делами: хозяйствование, врачебная практика, литература, общественная деятельность в уезде...

Еще на территории музейной усадьбы есть флигель-кухня, двор с хозяйственными постройками, который Чехов окрестил «наивным двором», и Амбулатория, которой при Чехове здесь вообще-то не было. В одном из строений музейщики воссоздали кабинет врача конца XIX — начала XX веков как наглядное пособие для рассказа о Чехове-враче. В том же здании расположен вполне современный фельдшерский пункт для жителей соседних деревень.

Главное достоинство музея, однако — не скрупулезно восстановленный быт семьи Чеховых. Спасибо хранителям Мелихова — усадьба не превратилась, как это часто бывает с домами-музеями, в кладбищенский мемориал, в гробницу. Здесь жизнь. Конечно, никуда не деться от экспонатов в стеклянных саркофагах и непременных музейных бахил, но нет той могильной тишины и вековой пыли, которых невольно ждешь от музея. Раз в год на территории усадьбы проходит международный театральный фестиваль. Постоянно действуют Чеховская театральная школа «Мелихово» и Мелиховский театр «Чеховская студия». Каждую субботу в музее-заповеднике играют мини-спектакли по чеховским произведениям.

В конце концов, по усадьбе просто хорошо погулять. Как гулял по ней когда-то повелитель великого герцогства Мелиховского, врач и писатель Антон Чехов.

Местные особенности

Музейный комплекс включает:

- дом-музей, или Главный дом, построенный в 1840-х годах, рухнувший в 1929 году и восстановленный в 1950-х годах;
- подлинный флигель, где была написана пьеса «Чайка», построенный в 1894 году по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля;
- амбулаторию с воссозданной обстановкой кабинета земского врача конца XIX века;
- подлинный флигель-кухню, построенный Чеховым в 1893 году;
- подлинный пожарный сарай, построенный Чеховым в 1895-96 годах для местных крестьян;
- колокол, созывавший семейство и гостей к трапезам;
- концертно-выставочный зал, в котором представлены рисунки Николая Павловича Чехова — брата писателя, художника, иллюстрировавшего первые произведения А.П.Чехова;
- памятник Чехову работы скульптора Юрия Львовича Чернова, установленный перед концертно-выставочным залом в 2002 году;
- бюст Чехова работы скульптора Г.И.Мотовилова, установленный в 1951 году — первый памятник Чехову на территории СССР;
- дом, где жил в 1951-87 годах Ю.К.Авдеев, создатель музея-заповедника — ныне Администрация музея;
- «Наивный двор», на котором расположены воссозданный сарай, где хранились сани и упряжь для экипажей, и погреб;
- хозяйственные постройки, воссозданные в начале 2000-х годов;
- усадебные парк и сад;
- главный дом усадьбы Варенникова, которому когда-то принадлежала вся большая усадьба;
- здание научного центра.

Филиалы музея:

- Музей писем А.П.Чехова — г. Чехов, ул.Чехова, д. 4а.
- Мемориальная чеховская школа в селе Новоселки.
- Музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское» — г. Чехов, ул. Пушкина, д. 10.

Театральная деятельность

27 января 2010 года на базе Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова открылась Международная театральная школа им. А.П. Чехова. Новый образовательный проект — Чеховская театральная школа «Мелихово» — представляет собой систему мастер-классов и лабораторий, направленных на повышение профессиональной квалификации деятелей театра разных специальностей (актеры, режиссеры, балетмейстеры, театральные педагоги, работники постановочной части, продюсеры, директора театров).

При заповеднике действует Мелиховский театр «Чеховская студия» — единственный в России профессиональный театральный коллектив, действующий на базе музея. Сейчас в репертуаре театра пять спектаклей: «Медведь», «Дачный театр Антоши Чехонте», «Психопаты», «Дуэль» и «Сон Каштанки».

События и праздники

Театральные субботы в течение года.
Январь — Новогоднее семейное гуляние, рождественские елки. 29 января — день рождения А.П. Чехова, Всероссийский конкурс чтецов.
Март — Масленица. 17 марта — Международные Чеховские чтения.
Май — Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна».
Июнь — Троица.
15 июля — День памяти А.П. Чехова.
Август — Праздник урожая, международные гуляния «Яблочный Спас в Мелихове».
Сентябрь — Всероссийский фестиваль «Таксы Чехова».

История

Творческой энергии Антона Павловича было тесно даже на большой территории «герцогства». Еще до переезда Чехов писал Суворину: «...Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа... Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек...».

В Мелихове Чехов получил все перечисленное с избытком. «Ловил холеру за хвост» во время эпидемии, на собственные деньги построил три школы, добился, чтобы на станции Лопасня появились почта и телеграф, чтобы от Лопасни до Мелихова провели шоссе… Однажды, когда мелиховские крестьяне, обратившись к новоявленному «помешчику», привычно назвали его «барин», Чехов поправил их: «Не зовите меня барином. Я не барин, а доктор, буду лечить вас».

Многое из того, что сделали Чеховы для Мелихова, сохранилось — несмотря на то, что в 1899 году семья покинула усадьбу. «Вы не ошиблись, мы продаем наше Мелихово. После смерти отца там уже не хотят жить, все как-то потускнело и пожухло; да и мое положение неопределенно, я не знаю, где мне жить, кто я, какого я звания человек, и раз нужно, чтобы я зимы проводил в Крыму или за границей, то надобность в имении устраняется сама собой и иметь его и не жить там было бы роскошью не по карману. И в беллетристическом отношении после «Мужиков» Мелихово уже истощилось и потеряло для меня цену», — писал Чехов А.С. Суворину 26 июня 1899 года.

И все же то, чем стали окрестности Мелихова впоследствии — своеобразная плата Антону Павловичу. После революции усадьба пришла в запустение; в 1929-м рухнул главный дом. Но окрестные селяне не позволили «герцогству» пропасть окончательно — многие из них все еще хранили благодарные воспоминания о Чеховых. А в конце 1930-х годов было принято решение превратить бывшую усадьбу в музей.

Еще долго работники музея и родственники писателя восстанавливали облик чеховского «великого герцогства». Главный дом, тот, что обрушился в 1929-м, был построен вновь; обстановка его восстановлена по рассказам сестры писателя, Марии Павловны. Сейчас здесь все почти так же, как было во времена Чехова, даже цветы — «внуки чеховских пионов». Уезжая жить в Ялту, Антон Павлович взял с собой куст цветов из Мелихово. Легендарный директор музея Юрий Авдеев, положивший жизнь на то, чтобы возродить усадьбу, привез те же пионы с юга...

Хронология создания музея и смены его директоров довольно путаная, но если дата официального создания — 1940 или 1944 год — для современного посетителя не так уж и важна, то с директорами история особая. Подлинным основателем Мелиховского музея-заповедника по праву считается Юрий Константинович Авдеев, который стал для Мелихова тем, кем был Семен Гейченко для Михайловского. При Авдееве, который директорствовал почти 37 лет, с 1951 по 1987 год, было восстановлено все, что было в усадьбе при жизни Чехова. Из нынешних 25 тысяч музейных экспонатов 17 тысяч были собраны Авдеевым — личные вещи, документы, рукописи, фотографии… Авдеев принадлежал к удивительной послевоенной плеяде музейщиков-подвижников, в буквальном смысле спасавших историю нашей страны. Авдеев работал в Мелихове до самой смерти в 1987 году. Похоронен у левого придела церкви Рождества Христова в селе Мелихово.

С 1994 по 2004 год директором музея-заповедника был другой удивительный человек, по-своему легендарный: Юрий Александрович Бычков — уроженец Лопасни, искусствовед, один из основателей ВООПиК, хороший знакомец Петра Барановского, писатель и журналист, «крестный отец» маршрута «Золотое кольцо России». Именно при Бычкове в 2000 году был организован Первый международный театральный фестиваль «Мелиховская весна», положивший начало нынешней театральной известности музея. Вообще, за время своего директорства Юрий Александрович пытался придать Чехову человеческий, а не монументальный облик. Но эти неортодоксальные попытки были восприняты в штыки, и Юрия Александровича «ушли», лишив музей части бычковского юмора и обаяния.

Rambler's Top100