Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Спасо-Преображенский собор в переславском кремле — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности и без изменений. Даже его ровесница, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, со временем утратила первоначальный облик.

Собор был построен в 1152 году, при князе Юрии Владимировиче Долгоруком. До Юрия Долгорукого, который начал обживать Владимиро-Суздальские земли в начале XII века, никто здесь из камня не строил. Северо-Восточная Русь была, что называется, «диким краем».

Белый камень выглядит величественно, но как строительный материал непрактичен: дорогой, трудный в транспортировке, пористый, быстро впитывает влагу и грязь. Однако выбор белого камня имел символическое значение: не жалея средств и усилий, князь стремился показать свое могущество, по примеру западноевропейских правителей. Юрий Долгорукий прекрасно понимал значение «монументальной пропаганды» — впоследствии эту традицию продолжил и развил его сын, князь Андрей Боголюбский.

По приказу Юрия впервые на Руси были разведаны залежи белого камня (известняка) и использована европейская техника каменного строительства. Вопрос о том, кем были зодчие и строители соборов Юрия, до сих пор не имеет однозначного ответа. По самой распространенной версии, строителей пригласили из Галицкого княжества. По данным последних исследований известного историка древнерусской архитектуры С.В.Заграевского, князь Юрий использовал местных мастеров, прошедших «стажировку» в Западной Европе. Скорее всего, в Германии.

Архитектурная связь между постройками эпохи Юрия Долгорукого (а потом и Андрея Боголюбского) и западноевропейскими соборами романского стиля очевидна. Орнаментальный декор «универсального» романского типа, украсивший множество храмов Западной Европы, прослеживается в оформлении переславльского Спасо-Преображенского собора и церкви Бориса и Глеба в Кидекше.

Уже после смерти Юрия Долгорукого (в 1157 году), во второй половине XII века, собор был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н.А. Артлебен.

К сожалению, в конце XIX века в Спасо-Преображенском соборе была проведена реставрация, в ходе которой древние фрески сняли. Единственный сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) в настоящее время находится в Государственном Историческом музее в Москве. Сейчас внутри собора белые стены.

Музей Александра Невского

После революции, в самом начале 1920-х годов, службы в храме были прекращены. Главные реликвии собора — потир Юрия Долгорукого и Евангелие дьякона Зиновия -- вывезли в Москву, в Исторический музей. Остальные церковные ценности передали образованному в 1920 году Переславль-Залесскому музею-заповеднику. Позже и сам храм перешел в ведение музея.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны в переславском музее-заповеднике приняли решение организовать выставку, посвящённую уроженцу Переславль-Залесского, князю Александру Невскому. Толчком послужило то, что в годы войны прославленные русские полководцы были возведены в ранг культовых личностей, и официально, и в народном сознании. В июле 1942 года был учрежден боевой орден Александра Невского.

Разместить выставку решили в Спасо-Преображенском храме. Тому было несколько причин. Во-первых, появился резонный повод открыть храм для посетителей, при этом не только осветить эпизоды русское военной истории первой половины XIII века, но и познакомить людей с чудесным творением зодчих века XII. Во-вторых, согласно источникам, палаты Александра Невского, в которых князь жил во время пребывания в Переславле-Залесском, стояли как раз рядом со Спасо-Преображенским собором. Кроме того, считается, что именно в этом храме Александра Невского крестили (родился он, предположительно, в 1220 году).

Экспозиция открылась 2 сентября 1945 года. На ней были представлены экспонаты очень разные, но все так или иначе связанные с именем Невского. Например, среди артефактов была выставлены гробница с останками внука Александра Невского — Ивана Дмитриевича, Переславского удельного князя, а также предметы, найденные во время археологических раскопок в Переславле-Залесском, образцы строительного материала, из которого был возведен храм, уникальные книги. Важной частью экспозиции являлись личные вещи и грамоты советских воинов, награжденных орденом Александра Невского. Узнав об открытии выставки такого рода, орденоносцы сами передавали их музею.

Выставка вызвала большой интерес у публики, поэтому в том же 1945 году было решено сделать ее постоянной, а Спасо-Преображенский собор преобразовать в музей Александра Невского. Со временем экспозиция пополнилась монументом из белого камня в честь основателей и строителей города: князей Юрия Долгорукого. Андрея Боголюбского, Александра Невского и Ивана Дмитриевича; бюстом Александра Невского; картинами, изображающими разные страницы жизни знаменитого военачальника. Все эти экспонаты созданы советскими художниками и скульпторами. В 1958 году около собора установили памятник Александру Невскому, внешне напоминающий актера Николая Черкасова, сыгравшего князя в классическом фильме Эйзенштейна.

Пополняются коллекции и в наши дни. Храм все еще находится в подчинении музея, хотя иногда там все же проходят богослужения. Важно отметить, что Спасо-Преображенский собор — летний, а потому открыт только с мая по октябрь.

Rambler's Top100