Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Сергиево-Посадский музей-заповедник не ограничивается Троице-Сергиевой лаврой ни тематически, ни территориально. Только один из его филиалов — Ризница — находится в стенах монастыря. Остальные три — Главный корпус, музейный комплекс «Конный двор» и Краеведческий корпус — перебазировались из лавры в историческую часть города, на разные адреса минутах в семи ходьбы друг от друга. Правда, возглавляет музей лицо духовное — архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков Феогност Михайлович), так что церковь окормляет и бесценное древнерусское, и драгоценное декоративно-прикладное, и просто народное искусство вместе с историей города Сергиева Посада.

Туристы чаще всего начинают знакомство с музейными коллекциями с посещения Ризницы. И на этом заканчивают, что неудивительно: концентрация художественных сокровищ, не говоря уж про «злато и жемчуг», в Ризнице такова, что не у каждого остаются силы на поиск новых впечатлений. Возможно, стоит начать с других коллекций — тех самых, которые располагаются за стенами лавры.

В музейном комплексе «Конный двор» четыре большие экспозиции. Во-первых, археологические находки, иллюстрирующие древнейшее прошлое этих мест, когда Сергиева Посада не было и в проекте. Во-вторых, история Троице-Сергиевой лавры, в том числе архитектурная, с интересными материальными свидетельствами (от церковных одеяний до золоченой кареты от императора Павла) и с подробным рассказом о ключевых событиях вроде полуторагодовой осады монастыря войском польско-литовских интервентов (средневековое снаряжение, вооружение, портреты участников). В третьих, выставка народного декоративно-прикладного искусства от восемнадцатого века до современности: шитье, посуда, деревянные игрушки, Хохлома, Городец и Палех, жостовские подносы и павловопосадские платки, резные дверцы шкафа по эскизу Рериха и панно художника И.А.Мазина, «русского Пиросмани». Четвертая постоянная экспозиция называется «Мир русской деревни» и представляет этот мир в разнообразных деталях: здесь и аутентичная крыша русской избы с резным охлупнем, и смертная одежда старообрядцев, и вятский сундук XIX века — под рассказы экскурсоводов о свадебном «разгонном пироге» и родильных обычаях славян.

Кроме того, стоит посмотреть на сам «Конный двор». Эти здания, построенные в XVIII-XIX веках, замкнуты в прямоугольник с единственной аркой-проходом. Двор вымощен булыжником, вокруг высятся стены красного кирпича — отреставрированный островок исторического Сергиева Посада. За музейным комплексом есть парк с живописным прудом, где можно просто погулять.

Экспозиции Краеведческого корпуса представляют Сергиев Посад как типичный провинциальный городок XIX века и последующую советскую историю Загорска.

В Главном корпусе проходят выставки из фондов музея.

Важно

В «Конском дворе» можно заказать экскурсию по Троице-Сергиевой Лавре и Ризнице.

Местные особенности

Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедник состоит из нескольких зданий в центре города:
- Главный корпус (Проспект Красной Армии, д. 144);
- Историко-архитектурный комплекс «Конный двор» (ул. 1-й Ударной Армии, д.2),
- Краеведческий корпус (Овражный переулок, д.9а),
- «Ризница» (на территории Троице-Сергиевой лавры).

История

Ризничное собрание — гордость музея и причина его образования. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник был создан в 1920 году на основе Ризницы и ради ее сохранения. В комиссию по созданию музея входили выдающиеся ученые, историки и искусствоведы высочайшего уровня — такие, как И.Э.Грабарь, П.П.Муратов, С.В. Бахрушин, М.В. Нестеров. Если сначала это был музей по преимуществу древнерусского церковного искусства, то к 30-м годам его пытались переквалифицировать в антирелигиозный. Несмотря на «разоблачающую» антицерковную идеологию того десятилетия, Сергиевский/Загорский музей продолжал заботиться о сохранении и восстановлении памятников. В 1938 году Н.И Трофимов при участии Щусева разработал Генеральный план реставрации лавры.

В годы Великой Отечественной самую ценную часть собрания музея вывезли за Урал, но не всю. Экскурсантов пускали в лавру уже в 1942 году, причем их было очень много — сказывалось общее изменение отношения к церкви, связанное с военными испытаниями. После войны монастырь снова стал действующим, поделив территорию с музеем, который занимал здания у западной стены лавры, причем на большей площади, чем сейчас. В 1992 году все монастырские строения вернули церкви, а музею предоставили новые здания. Сотрудники музея говорят, что места стало меньше, а экспозиции пришлось сократить и перетасовать. Только Ризница не пострадала.

«Нецерковные» коллекции наслоились за 90 лет музейной жизни. Первая выставка сергиево-посадских кустарных изделий открылась еще в 1922 году. Фонды пополнялись экспонатами из Музея Сергиевского края, московского Музея народных художественных ремесел, археологическими находками, историческими документами. Кроме того, с 30-х годов сотрудники ежегодно выезжали в экспедиции, откуда привозили образцы народного искусства

Rambler's Top100