Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Уникальный музейный комплекс базы подводных лодок «Балаклава» располагается под землей — база выдолблена прямо в скалах Балаклавской бухты, в горе Таврос. Точнее, музеем это место стало начале 2000-х, а во времена СССР здесь базировался завод по обслуживанию и ремонту подводных лодок — невероятно засекреченный объект, данных о котором не было и который было невозможно засечь с воздуха.

Исключительные стратегические достоинства Балаклавской бухты воспевал еще Гомер. Узкая, извилистая, не просматриваемая с моря, она стала отличной базой подводных лодок в годы уже послевоенные, во время холодной войны с США. Когда все постоянно боятся, что противник нажмет на «красную кнопку», нужны секретные бункеры, способные выдержать даже атомный взрыв. Балаклавский объект 825-ГТС — один из таких. ГТС означает гидро-техническое сооружение, а не конспиративное название «городская телефонная станция», как пишет Интернет.

Гора Таврос извне кажется монолитом, но она прорыта насквозь. Там таятся несколько километров электрифицированных подземных туннелей, рельсы, оружие, а также глубоководный канал длиной 600 метров с доками для ремонта подлодок. На базе могли поместиться семь подлодок одновременно, а работники завода могли месяц жить на самообеспечении в бункере, тяжелые двери которого, залитые внутри бетоном, выдерживали атомный взрыв до 100 килотонн.

Внутрь базы можно было попасть с двух сторон искусственного канала. При необходимости он перекрывался специальным батопортом весом 150 тонн. В обычное время входы были искусно замаскированы сетью, а над ними сооружены навесы, на которых стояли муляжи домов и деревьев.

Экспозиция музея будет интересна прежде всего тем, кто любит подлодки, хранилища, торпеды, мины и все, с ними связанное. Здесь можно увидеть минно-торпедный отдел, топливное хранилище, судоремонтный цех, изучить разные тонкости, с ними связанные. Макеты подлодок дополнены предметами корабельного быта и даже восковыми фигурами матросов, что помогает представить реальную атмосферу подводной службы.

Казалось бы, обстановка на любителя. Тем не менее сегодня «Балаклава» — обязательный для посещения туробъект Севастополя. Впечатления, полученные здесь, не сравнимы с впечатлениями от других музеев. Это в прямом смысле слова погружение в странную и опасную атмосферу прошлого и его страхов — вечных страхов. Экспозиция размещена в комнатах и залах, которые соединены друг с другом длиннющими, тусклыми, влажными, пустыми бетонными коридорами. Они называются потернами. Они дугообразные, потому что дуга в 30 градусов должна погасить ударную волну от взрыва.

Темные холодные туннели уходят в черноту, сменяются темными холодными коридорами, в сумраке тусклых фонарей возникают мины и торпеды, многотонные открытые двери… Стоит отступить на шаг от намеченного экскурсионного маршрута, и проваливаешься в абсолютный мрак. Все это буквально вдавливает тебя в породу горы, заставляя, как говорится, задуматься о вечном. Особенно о том, как реальна была — или воспринималась — угроза ядерной войны, чем грозило долгое противостояние с Америкой. В музее можно испытать ужас, особенно в тишине, и это полезно — музей-предостережение тоже нужен.

Но минут через сорок тусклая пустота перестает пугать и начинает разочаровывать. Экспозиция явно слишком скудна для огромного и атмосферного пространства с такой невероятной историей. Проблема в том, что в бесхозную эпоху 1990-х база была буквально разграблена. Похоже, музей сооружали из того, что осталось — по преимуществу это «ржавое ничто», как выразился один из посетителей. И это опять предостережение.

Важно

В музее промозгло и холодно: база выдолблена под толщей камня, температура там всегда не выше 15 градусов, плюс сильная влажность. С экскурсией вы идете или просто так, пробыть в музее в любом случае придется довольно долго — преодолеть путь от входа до выхода по длинным туннелям общей протяженностью 1,6 км. Поэтому захватите куртку, свитер, хотя бы плед — что угодно для утепления. На кассах ничего такого не выдают

Местные особенности

Режим работы

C 10:00 до 17:00 без выходных.
Стоимость экскурсии 150 рублей (75 рублей детям и студентам)
Фото- и видеосъемка бесплатны.

Телефон: +7(8692)63-75-90

Все цены можно узнать на официальном сайте музея.

История

Базу в горе Таврос бурили военные и метростроевцы. Строительство длилось целых восемь лет, с 1953 по 1961 год. Таврос «полегчал» на 120 тысяч тонн камня, который ночами тайно выбрасывали в море. Заодно в 1957 году Балаклава потеряла статус города и стала районом Севастополя, причем закрытым.

Последняя лодка стояла здесь на ремонте в 1991 году. База официально существовала до 1994 года, после чего все развалилось. Объект ГТС почти не охранялся, и вся его «начинка» была разграблена. Унесли все, что возможно: например, все детали, содержавшие хоть частицу цветных металлов.

Вопрос о судьбе комплекса несколько раз поднимали на государственном уровне, но дело так и не сдвинулось. База «Балаклава» просто разрушалась семь лет, пока в 2000 году не была передана Военно-Морским Силам Украины. Через три года было решено превратить ее в музей.

Rambler's Top100