Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Белорусский вокзал за время своего существования переменил несколько названий — Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский. Есть еще неформальное название — Вокзал Победы, подчеркивающее особое историческое значение первой станции Белорусского направления российских железных дорог.

Главным военным вокзалом столицы Белорусский стал еще во время Первой мировой: отсюда уезжали эшелоны на фронт, сюда же шли поезда с ранеными. История повторилась в 1941-м, но со счастливым концом: в 1945-м на Белорусский вокзал прибывали демобилизованные солдаты-победители. Особым символом он стал после того, как в 1970 году Алексей Смирнов снял свой «Белорусский вокзал» — один из лучших советских фильмов о фронтовом братстве и о фронтовиках после войны. В кадре вокзал не появляется, но олицетворяет границу между боями и мирной жизнью: перрон, на котором «десятый наш десантный батальон» собрался в 45-м, чтобы оттуда разъехаться по домам.

В историю военного искусства Белорусский вокзал вошел уже 26 июня 1941 года, когда в его зале ожидания, посреди огромного скопления отбывающих на фронт военных, на наскоро возведенной эстраде Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски — еще не имени Александрова, а под его руководством — впервые спел песню «Священная война». В честь этого события на стене вокзала висит необычная памятная доска — не доска, а целый многофигурный барельеф, изображающий и хор, и музыкантов, и слушателей, и идущие в бой полки, и фасад самого вокзала на заднем плане. В 2014 году на вокзале появился еще один военный памятник — скульптурная композиция «Прощание славянки», посвященная тем, кто уезжал отсюда на фронт, и тем, кто провожал своих воинов в 1914-м и 1941-м.

Еще одна художественная деталь — большое мозаичное панно с изображением Ленина со товарищи у локомотивного депо имени Ильича. Ильич на нем изображен не совсем привычно — не смотрит вперед, а сильно скосил глаза в сторону. Более привычные, но не менее интересные мозаики можно рассмотреть на потолке станции метро «Белорусская-радиальная», которая располагается в правом крыле вокзала.

Здание вокзала на сегодняшний момент капитально отремонтировано и обновлено. Построено оно в 1907–1912 годах по проекту главного архитектора Александровской железной дороги Ивана Струкова на месте старого, гораздо более скромного на масштабу двухэтажного вокзала. Он располагался на месте левого крыла современного вокзала.
Перед коронацией Николая II к нему был пристроен деревянный Царский павильон «в русском стиле» — царские поезда обычно прибывали в Москву именно на Белорусский вокзал. В проекте Струкова тоже подразумевался так называемый Царский угол — помещение для высоких особ в центральном корпусе. От этого корпуса отходят два крыла, расположенные под тупым углом, однако при приближении к вокзалу создается впечатление, что все здание образует дугу. Стиль — неоклассицизм с элементами готики, в общем-то эклектика. Здание трудно назвать архитектурным шедевром, но это вполне живописное и типично московское сооружение.

Одновременно с вокзалом был построен ныне разобранный Тверской путепровод, который считается лучшим творением Струкова. Тогда на площади Тверской заставы (в советские годы она называлась площадью Белорусского вокзала) еще стояла Триумфальная арка Осипа Бове, позже перенесенная на площадь Победы. Чтобы вид путепровода не конфликтовал с аркой, Струков приблизил его к земле, и здание вокзала тоже как бы слегка «утопил». Это заметно и сегодня, когда арки уже нет — вокзал, при всей своей немалой величине, не доминирует над площадью, а если смотреть с соседних улиц, почти теряется.

Белорусский вокзал почти полностью сохранил исторический вид и не подвергался серьезным реконструкциям, как остальные московские вокзалы. Самое важное изменение — наземный вестибюль станции метро «Белорусская-радиальная», устроенный, как уже сказано, в правом крыле, в помещениях для пассажиров третьего класса (левое крыло с рестораном и парикмахерской предназначалось для более чистой публики). Сегодня это крыло обслуживает пригородные поезда. У станции метро два входа, с площади и с путепровода, и один выход между вокзалом и виадуком. Выйти прямо к поездам из метро нельзя, надо дополнительно войти в вокзал. Для пассажиров, естественно, неудобно.

Важное нововведение последнего времени — от Белорусского вокзала ходит аэроэкспресс в Шереметьево. Дорога занимает полчаса, отправление — каждые 30 минут, начиная с 6:00 утра, вход в терминал аэроэкспресса — через 3 и 4 подъезды вокзала.

Rambler's Top100