Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Усадьба Аверкия Кириллова — памятник совершенно исключительный как для Москвы, так и для России. Фактически это единственная богатая городская древнерусская усадьба, сохранившаяся в почти полном объеме. Здесь имеются великолепные палаты, не менее великолепная домовая церковь, перестроенный двухэтажный флигель и даже часть ограды, сложенной из большемерного кирпича XVII столетия.

Начнем с того, кем были хозяева усадьбы. Берсеневская набережная унаследовала имя от боярина Ивана Беклемишева по прозвищу Берсень, бывшего в большой чести у князя Ивана Великого, но казненного в 1525 году сыном Ивана, Василием III. Двор боярина находился в Кремле, у Беклемишевской башни, но очевидно, что ему принадлежала и эта усадьба в пригородном Заречье. Возможно, что церковь и палаты были основаны уже тогда, однако нынешние здания относятся к середине XVII века.

В ту пору усадьбой владел внук Берсеня — купец и думный дьяк Аверкий Кириллов, также большой человек при дворе, также умерший не своей смертью — он стал жертвой Стрелецкого бунта 1682 года. Имеются документальные свидетельства о том, что он надстроил старые палаты. Сохранился и закладной камень в своде главного зала дома. На камне вырезано Распятие и идущая по кругу надпись: «Написа сии святый животворящий крест в лета 1657 года того же лета и полата сия посправлена». Известно, что в ту пору здание имело четвертый деревянный этаж.

Происхождение более старого подклета остается загадкой — он сложен из белого камня, который (в отличие от кирпича) трудно датировать по внешнему виду. Поэтому называются очень разные даты основания дома — от конца XV века до 2-й четверти XVII столетия. Легенды, связывающие подвал с именем Малюты Скуратова, — не более чем легенды, никаких документальных или даже внятных умозрительных подтверждений они не имеют. Существование подземного хода на другой берег Москвы-реки тоже не доказано.

После того, как Аверкий Кириллов надстроил верхние этажи, палаты вошли в число лучших городских домов своего времени. Их отличает исключительно богатый кирпичный декор — не только на фасадах, но и внутри здания. В левой части фасада сохранилось красное крыльцо с надстроенной над ним палаткой, на заднем фасаде есть следы примыкания еще одного крыльца. К сожалению, весь фасадный декор древней части позже был стесан, уцелела лишь обработка более позднего ризалита. Реставрация фасадов проведена занимавшим здание Археологическим обществом в 1870-е годы. Материалы этой реставрации неизвестны, и можно лишь надеяться на то, что древние формы были воссозданы близко к оригиналу.

В самом начале XVIII столетия к главному фасаду палат был пристроен центральный ризалит с небольшой светелкой — один из лучших образцов гражданской архитектуры Москвы эпохи петровского барокко. Хозяином усадьбы в ту пору был глава городского магистрата, дьяк Оружейной палаты Курбатов, ведавший строительством Арсенала в Кремле. Как и Арсенал, ризалит Берсеневских палат украшен богатой каменной резьбой. Очень выразителен портал парадного входа, а белокаменные волюты напоминают декор Меншиковой башни. Есть предположения о том, что в перестройке дома Курбатова участвовали выдающиеся зодчие Иван Зарудный и Михаил Чоглоков.

Стоящая к востоку от дома Никольская церковь также выстроена Аверкием Степановичем — в 1656 году, на фундаменте более старого храма. Она была одновременно и приходской церковью, и родовой усыпальницей Кирилловых. Церковь надо рассматривать медленно: ее кирпичный декор поразительно богат и необычен. Особенно хороши мелкие детали главного северного фасада и его паперть: если бы мы не знали, что паперть — современница храма, то могли бы принять ее за игривую стилизацию эпохи модерна. В 1990-х этому ярчайшему памятнику московского узорочья возвращена многоцветная раскраска, выполненная на основе кропотливых натурных изысканий.

Трапезная церкви была перестроена после пожара 1812 года. В конце XIX века к западу от нее выросла высокая колокольня «кирпичного» стиля, разобранная в советские годы. А ранее колокольня находилась у реки, над аркой ворот Набережных палат, построенных при церкви в конце XVII столетия. Палаты капитально перестроены в конце XIX века, но в западной части сохраняют древнюю основу, в том числе арочные ниши-печуры в первом этаже и часть внутристенной лестницы, прежде ведшей на колокольню. К сожалению, в ходе последнего ремонта была полностью перелицована кладка стен, и древний большемерный кирпич теперь можно наблюдать лишь в основании проездной арки.

Главный дом Кирилловской усадьбы ныне принадлежит Институту культурологии. Большинство сводчатых залов разбито перегородками на отдельные кабинеты. Полностью восстановлен лишь интерьер древнего подклета, так что памятник продолжает ожидать своих исследователей.

Александр Можаев — специально для Strana.ru

Rambler's Top100