Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Государев Монетный двор на Красной площади присутствует во всех книгах по истории Москвы и русской архитектуры как одна из важнейших построек раннего Петровского времени. При этом очень немногие москвичи представляют себе, о чем идет речь.

Вот смотрите: вы вошли в Иверские ворота, по правую руку у вас — вход в Исторический музей, ряженые стрельцы фотографируются в обнимку с ряженым Лениным. Впереди — волшебный силуэт Василия Блаженного, слева по диагонали — Казанский собор с наглыми валютными попрошайками на паперти. А перед ним, тоже слева, тянется длинное двухэтажное здание, на которое обычно мало кто обращает внимание. Хотя это, между прочим, редкий для Москвы образец богатого анненского барокко — поздний корпус Монетного двора, достроенный в 1730-х. Памятник неухоженный, пыльного серо-голубого цвета, лишь нижний левый край фасада запросто выкрашен красным — спасибо пребывавшей там до недавнего времени торговой точке. Привет из девяностых, такой же, как черные железные ворота в проездной арке здания.

Вот за этой аркой и спрятан от трудящегося населения Монетный двор Петра Великого, выдающийся памятник «переходного периода», совмещающий традиционные для XVII века декоративные и строительные приемы с компоновкой фасада по новым, голландским образцам. Очень яркое впечатление моей юности: вступая на Красную площадь не сразу замечаешь сбоку неширокую подворотню, а когда проходишь в нее, оказываешься в совершенно ином, внезапном пространстве. Широкий пустой двор, за ним еще один, сирень, тишина, очевидная древность могучих кирпичных стен, загадочная вязь закладной доски над резными воротами.

Когда-то фасад Монетного двора был обращен к Воскресенскому проезду, перекликаясь со стоящим напротив, еще более роскошным зданием Петровской Главной аптеки и образуя пространство парадного входа в Китай-город — в сущности, первую сознательную, архитектурно оформленную столичную площадь Нового времени. От проезда Монетный двор отделяла кирпичная ограда с воротами и привратными палатками. Над ней возвышался яркий, изукрашенный резьбой и керамикой фасад длиной 30 метров. Точнее, изукрашена была лишь видимая с улицы верхняя часть, а нижний глухой ярус был продолжением Китайгородской стены, к которой здание примыкало, словно пристроенный изнутри бастион. Это объяснялось тем, что в его просторных палатах находились запасы монетного сырья, а также складировалась готовая продукция — серебряные и медные копейки.

Кульминацией фасада является белокаменное убранство проездной арки, выполненное в 1702 году резчиком Василием Михайловым: с «полуступами, коптельми, лябрами, клеймами, кракъштынями, киотами, шпредгиром с шариками, карнизом лябристым». Над аркой расположена композиция из киота и двух закладных досок в резных картушах. Сохранилась надпись одной из них: «В 15 лето богохранимые державы его [Петра I] при благороднейшем сыне его Великом государе царевиче и Великом князе Алексее Петровиче в осьмое лето от рождества его построен сей двор ради делания денежной казны в лето от Сотворения Мира семь тысяч двести пятое, от Рождества же во плоти Бога Слова 1697».

Обратная сторона Монетного двора, обращенная к Заиконоспасскому монастырю, была оформлена столь же ярко, так как здание воспринималось с дальних точек, возвышаясь над малоэтажной застройкой Никольской улицы. Вероятно, изначально Монетный двор имел более сложную кровлю с акцентом над центральной частью — на это намекает легкая асимметрия фасадов, а в документах 1702 года упоминаются изразцы (или черепица) для отделки «спусков и шатриков». В 2003 году нижняя часть восстановленного реставраторами уличного фасада была искалечена пристройкой церковного магазина, и сейчас асимметрия незаметна, поскольку пристройка разбивает фасад на два неравных отрезка: левая половина обращена во двор, правая смотрит на улицу, являясь фоном для Казанского собора.

В XVIII веке в помещениях Монетного двора расположились Присутственные места и другие госучреждения. Служил Монетный двор и тюрьмой: в 1774 году сюда был доставлен бунтовщик Емельян Пугачев, в 1790 году здесь был заточен Александр Радищев. В 1806 году над новым, внешним корпусом Монетного двора выстроили пожарную каланчу, одну из первых в Москве. Помимо практического смысла, каланча создавалась как отражение башни Главной аптеки и оформляла въезд на Красную площадь; обе башни со временем исчезли. И еще одна занятная деталь: на заднем дворе сохраняется одноэтажная служебная постройка 1899 года. С виду совершенно ничего особенного, но примечательно авторство — Лев Кекушев, звезда русского модерна — и изначальное назначение: «прачечная, сарай и общие клозеты» во дворе Присутственных мест.

После революции в здании Монетного двора располагалась типография, а позже комплекс зданий был передан Историческому музею. Доступ во двор закрыли, хотя ничего важного за воротами не происходило — срезая углы, ходили из корпуса в корпус музейные сотрудники. Вероятно, при закрытых воротах удобнее было соблюдать строгий пропускной режим учреждения. Монетный двор просто забрали у города, превратив в еще одну единицу хранения музейных запасников. Несколько лет назад пытались окончательно утвердить памятник в статусе музейного экспоната, поместив «его под стекло» — витрина для этого требовалась изрядная, так что обсуждался проект перекрытия обоих внутренних дворов прозрачными кровлями.

И вот наконец эти безобразные ворота приоткрылись. По счастью, здание оставлено под открытым небом, хотя продолжает быть частью музея, а не города (вход по билетам). То есть сюда нельзя зайти, как раньше, мимоходом, случайно. Памятник по-прежнему исключен из экскурсионных маршрутов Красной площади. Не менее печальна утрата сирени, без которой в Москве любой двор — не двор, а одно название (не нашли места даже самому завалящему газону, территория наглухо вымощена камнем). Вызывает сомнения и переименование Государева Монетного двора в «Артиллерийский двор». Да, теперь тут выставляют пушки из собрания Исторического музея, но есть опасение, что ребрендинг обернется окончательным замещением исторического топонима, и без того изрядно позабытого.

Что касается самих реставрационных работ, то восстановление изразцов и межоконных колонн главного фасада было выполнено еще в советские годы. Главной задачей текущего момента была закладка поздних проемов в стене нижнего яруса и восстановление мелких утрат кладки. Вычинка швов — работа муторная и почти ювелирная, а ее оплата, как правило, не соответствует фактической затрате времени. Упростив задачу, реставраторы полностью заменили старый известковый раствор меж кирпичами, «поновив» швы неряшливой и неровной домазкой. Со ста метров незаметно, а с близи, по отзывам зрителей, «такое ощущение, что вчера построили». Впрочем, открытость стен московскому небу вселяет надежду, что дожди и ветры скоро наведут привычный порядок. А там, глядишь, и трава проклюнется сквозь гранитные плиты мощения.

*Александр Можаев

Местные особенности

Сейчас на Старом Монетном дворе размещена постоянная экспозиция Исторического музея «Артиллерийский двор» — оружие разных времен, распределенное хронологически. Самое новое по времени — артиллерийские комплексы XX века.
Вход в Старый Монетный двор — по билетам Исторического музея.

Режим работы

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30); четверг с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00); вторник — выходной день.

Цена билета — 300 рублей.

Rambler's Top100