Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В контексте тысячелетней истории Дербента синагога Келе-Нумаз просто неприлично молода — ее отстроили заново на основе старой и открыли в 2010 году. «Старая» солидным возрастом тоже не отличалась: она появилась в 1914 году стараниями местных купцов братьев Ханукаевых. В то время в городе действовало больше десятка синагог, а еврейская община составляла около 15 процентов населения города.

Известно, что евреи, точнее горские евреи «джуури», которые происходят из Ирана и Месопотамии и говорят на особом горско-еврейском диалекте татского языка, жили в долине вокруг Дербента примерно с VII столетия. В самом городе они поселились в XVIII веке, и их число постоянно увеличивалось за счет беженцев из горных сел, спасавшихся от насильственного обращения в ислам.

Горские евреи придерживались общих правил иудейской религии, но сохраняли и особые обычаи: жили огромными семьями в несколько поколений, у них встречалось многоженство, существовал обычай кровной мести. Традиционными еврейскими занятиями были виноградарство, виноделие и разведение марены. То есть евреи стояли у истоков знаменитого Дербентского коньячного завода, а также внесли большой вклад в дело ковроткачества: из корней марены получали красный краситель. Корни марены изображены на историческом гербе Дербента.

В XIX веке в центральной части Дербента, ниже мусульманских магалов у крепости Нарын-Кала, образовалась Еврейская слободка — густонаселенный и тесный, поэтому довольно проблемный в смысле благоустройства и гигиены квартал. В конце того же столетия в Дербенте появились и европейские евреи. В начале XX века в городе существовал еврейский театр, работали еврейские школы и Горское еврейское училище, а у каждой еврейской общины была своя синагога.

В течение советского периода синагоги последовательно закрывали, так что в итоге осталась только Келе-Нумаз (Большая синагога) на улице Таги-Заде, бывшей Келе-Куче — главной улице исторического еврейского квартала. Келе-Нумаз была самой новой и самой крупной дербентской синагогой, но к 2000-м годам пришла в аварийное состояние. К тому же, в 2004 году она пострадала от взрыва брошенной злоумышленниками гранаты. Поэтому здание разобрали и реконструировали с использованием старых камней и новых материалов. Обновленную синагогу торжественно открыли в 2010 году, причем ленточку перерезали главный раввин России Берл-Лазар и глава республики Дагестан.

Рядом с Келе-Нумаз построено трехэтажное здание Еврейского центра. Здесь размещаются мужская и женская миквы (бассейны для ритуальных омовений), офис раввинов, еврейский детский сад и школа, музей горских евреев «Очаг». Есть гостиничные номера и банкетный зал.

Rambler's Top100