Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Среди многочисленных древностей Дербента его главная мечеть, или Джума-мечеть, занимает совершенно особое место. Это не просто самая старая мечеть на территории бывшей Российской империи — это одна из важнейших мусульманских святынь на Кавказе. История распространения ислама в Дагестане и в России начинается отсюда.

Строительство мечети датируют 733–734 годами, когда Дербент под именем Баб аль-Абваб, то есть Врата Ворот, стал частью Арабского халифата. За века мечеть много раз перестраивали, и общий облик комплекса зданий вместе с медресе и жилыми помещениями для служителей сложился уже в начале XIX века. «Джума» — это не название мечети, а обозначение того, что в ней совершается главная пятничная молитва – намаз. Любая центральная городская мечеть может называться «джумой», как, например, новая грандиозная мечеть Джума в Махачкале. Дербентская мечеть на фоне амбициозных роскошных храмов последнего времени выглядит непривычно скромно: купол высотой 17 метров, размеры здания — 68 метров с запада на восток и 28 с севера на юг, двор — 55 на 44 метра. Но это только по нынешним временам: в XIX веке это было самое высокое строение Дербента. У мечети нет минаретов, она ориентирована не на Мекку, как положено по архитектурному исламскому канону, а на восток. Внутри нет отдельной галереи для женщин, только женский зал сразу за мужским. Эти особенности иногда объясняют тем, что мечеть, по одной из версий, не возведена с нуля, а перестроена из еще более древнего христианского храма, который существовал в Дербенте во времена Кавказской Албании.

Джума-мечеть находится в глубине старейшего района города, в магалах. Ее трудно сфотографировать общим планом — узкие улочки средневекового лабиринта не располагают к широким панорамам. С высоты цитадели Нарын-кала мечеть узнается по громадным деревьям, растущим во дворе. Это вековые платаны, признанные живыми природными памятниками. Им от 600 до 900 лет, то есть хотя бы один из них старше Москвы. Деревья были посажены не только ради красоты и тени, но и как инженерный элемент: мощные корни впитывают из почвы влагу и укрепляют грунт, поэтому в мечети никогда не бывает сырости. Под платанами стоят скамейки, на которых люди отдыхают от жары, как много веков назад.

В 1836 году ссыльный декабрист, по совместительству романтический писатель Бестужев-Марлинский, который тоже жил в магалах Дербента, писал о мечети так: «Широкий, четвероугольный двор, помещенный плитою, осененный огромными чинарами, с водоемом посереди, расстилается будто ковер гостеприимства перед мечетью. Трое ворот, всегда отверстых, призывают правоверных от мирских забот в затишье думы о небе. Восточная сторона занята рядом келий, северная — высоким навесом айван, убежищем молельщиков от летнего зноя. На запад возвышается древняя, мхом прозеленевшая стена мечети, во всю длину двора; ее подпирают плечом дебелые устои. Над срединою здания восходит к небу, как молитва, заостренный купол, и маковка его рассыпается лучами звезды. Стих из Корана горит над главными дверями».

Арабская надпись над входом в Джума-мечеть призывает: «Войти сюда с миром и спокойствием!». Еще одна табличка с арабскими и персидскими письменами сообщает о том, что в 770 году мечеть разрушилась и ее восстановил «Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего». На третьей табличке обозначено имя архитектора – «мастер Тадж-ад-Дин бен Муса, бакинский строитель». Внутри, как и во дворе, типичное для Дербента сочетание древности и живой сегодняшней жизни. Каменные своды, беленые стены, два ряда квадратных колонн и стрельчатых арок, узоры и каллиграфия, множество разноцветных ковров на полу, новая кровля и новая облицовка стен.

На вершине мечети водружена «рука Фатимы» — символ «пяти столпов ислама», то есть пяти главных религиозных принципов, и пяти членов семьи пророка Мухаммеда. Этот символ считается шиитским, и саму Джума-мечеть часто называют старейшей шиитской мечетью. Мы не будем углубляться в богословские тонкости и различия между главными течениями ислама, только отметим, что в дербентской Джума-мечети молятся и шииты, и сунниты, однако намаз у общин совершается раздельно. Сложные отношения между шиитами и суннитами много раз порождали проблемы, но принципиальная позиция сегодняшнего духовенства и городских старейшин — достижение мира и единства.

Для туриста шиитский колорит выражается в деталях, таких как рука на куполе или полки с глиняными «таблетками» из святых мест, к которым прижимаются лбом во время молитвы. Кроме того, в Джума-мечети проходит самый важный праздник дербентских шиитов — Ашура, или День Скорби, когда поминают праведного имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, убитого врагами в 680 году. Шииты очень эмоционально оплакивают его ежегодно в течение десяти дней, и собственно Ашура — это девятый, кульминационный день. В этот день Джума-мечети полностью заполняют верующие. К ночи процессия от мечети идет к морю, и люди бросают в воду записки с молитвами и пожеланиями, чтобы имам Хусейн передал их Аллаху.

Праздник Ашура более всего известен по суровому обряду «Шахсей-Вахсей»: мужчины наносят себе раны бичами и железными предметами, символически и буквально проливая кровь за пророка. Официально этот радикальный обряд не поощряется, а раньше прямо запрещался светскими властями. Несмотря на запрет, его проводили тайно. В последние годы найден удачный компромисс: прямо во дворе Джума-мечети организуют пункт сдачи крови, и верующие проливают ее на медицинские нужды.

Rambler's Top100