Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Художественный музей Александрова может ввести в заблуждение своим названием — на самом деле это не галерея произведений искусства, а скорее музей купеческого быта с элементами краеведения. Главное произведение искусства здесь — здание, в котором музей размещается. Этот дом на Советской улице — пожалуй, самая красивая гражданская постройка во всем Александрове. Не то что бы особняк в стиле неоклассицизма был чем-то выдающимся — просто памятниками архитектуры город не избалован.

Эта городская усадьба была возведена в 1873–1874 годах стараниями купца II гильдии Первушина Алексея Михайловича, александровского фабриканта, известного в городе благотворителя. К тому моменту, когда музей сюда въехал, дом Первушина полвека использовался под больницу и все свое первоначальное купеческое благолепие утратил: планировка комнат была нарушена, поверх ценного наборного паркета уложен жутковатый линолеум, о вещах и говорить нечего. Музейщикам пришлось восстанавливать интерьеры собственными силами, и они постарались воссоздать дом таким, каким он был при Алексее Первушине: кабинет, спальни, детская, парадная гостиная. Собирали экспонаты где могли — по помойкам, у местных жителей, которым антиквариат был без надобности. Чудесную изразцовую печку, например, нашли и выкупили у какой-то цыганской семьи. Теперь из-за этой печки во время новогодних музейных утренников появляется Дед Мороз. Его роль чаще всего исполняет директор — за неимением другого волшебника.

В музее выставлена коллекция фотографий большой семьи Первушиных и их родственников, собраны сведения практически обо всех представителях рода. Залы украшены произведениями александровских художников рубежа XIX–XX веков: Константина Пынеева (передвижника, ученика В.Е. Маковского), династии Лавровских, а также современных живописцев. Главная тема экспозиции — все-таки не сам Первушин и не реконструкция исторических интерьеров, а типичный уклад жизни купеческого семейства. Для полного погружения в эту жизнь проводятся костюмированные театрализованные экскурсии: гостям показывают дом, играют для них на клавесине, гадают на картах, угощают чаем. Можно и поработать по-старинному — в привратницкой (это отдельная экспозиция, расположенная во флигеле) всех желающих научат раздувать самовар и гладить белье с помощью рубеля.

Местные особенности

Рядом с особняком Первушина сохранился сад, в котором устраивают гуляния на Масленицу, Рождество и другие праздники. Отдельную программу разработали для молодоженов: теперь традиционные свадебные обряды вроде встречи молодых или условного сватовства можно проводить не в подъезде невестиного дома, а в настоящем купеческом особняке.

Помимо главного здания и флигеля, в музее есть два выставочных зала: постоянная выставка «Магия камня» в помещении каретного сарая усадьбы Первушина и выставка живописи, графики и декоративно-прикладного искусства на Советской, 5.

История

Алексей Михайлович Первушин — личность незаурядная, настоящий селф-мэйд-мэн позапрошлого столетия. В Александрове и ближних городках Струнино и Карабаново на рубеже веков было огромное количество мануфактур, в том числе были текстильные мануфактуры Барановых. В услужении у купца Баранова, мальчиком на побегушках, рано осиротевший Леша Первушин и начал свой путь. Этот путь в итоге привел его в совет директоров Барановских мануфактур, то есть социальный лифт в патриархальном Александрове работал исправно. Для своей семьи Первушин построил этот прекрасный просторный дом с каменным первым этажом и оштукатуренным деревянным вторым, с лаконичными украшениями фасада и балконом. Когда дела совсем пошли в гору, Первушины перебрались в Переславль-Залесский, а городскую усадьбу в Александрове использовали как дачу.

Сразу после революции элитную дачу национализировали, и началась ее новая советская жизнь. Началась причудливо: вряд ли купец Первушин, почивший в 1902 году, мог вообразить на своих парадных воротах огромную звезду Давида. Перед звездой на фотографии 20-х годов выстроились несколько десятков худеньких еврейских детей. Был в истории дома такой эпизод — после национализации в усадьбе расположился приют для отроков Сиона. Откуда эти дети, что стало с приютом дальше — неизвестно. Документов на сей счет не сохранилось, лишь фотокарточка с большеглазыми детишками у ворот.

С начала 1930-х по 1989 год в доме Первушина находилась детская больница. Старожилы рассказывают, что в больнице какое-то время сохранялись остатки прежней обстановки — особенно всем запомнилась чугунная ванна на красивых кованных ножках. Но к тому времени, когда в здании разместился музей, все остатки прежней роскоши были потеряны

Rambler's Top100