Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Александровский музей сестер Цветаевых — первый в российской плеяде цветаевских музеев. Он основан в 1990 году стараниями энтузиастов из фонда Марины Цветаевой, которые с 1982 года проводили в Александрове Цветаевские праздники поэзии.

«Александровский период» Марины Цветаевой — это 1916 год, когда в Александрове жила ее младшая сестра Анастасия с мужем Маврикием Минцем, служившем на строительстве здешнего военного завода. Семья сначала снимала квартиру в городе, а потом маленький домик на окраине, у александровского учителя Лебедева. Музей открылся именно в этом «цветаевском домике», очень старом, построенном в первой половине XIX века. Как писала в своих парижских воспоминаниях Марина Ивановна: «Домок на закраине (а что в таком городке — не закраина?), лицом, крыльцом в овраг. Домок деревянный, бабы-ягинский. Зимой — сплошная печь (с ухватами, с шестками!), летом — сплошная дичь: зелени, прущей в окна».

Сегодня домик закрыт, он находится в аварийном состоянии и непонятно, подлежит ли реставрации. Экспозиция переведена в соседний флигель — «дом Лебедевых», выкупленный и отстроенный заново при помощи спонсоров. Так что вместо традиционного титула «мемориальный музей» или «дом-музей» в Александрове действует «музей-метафора». Возможно, такой оборот понравился бы экстравагантным сестрам Цветаевым.

Проще говоря, цель создателей музея — не выставка личных вещей (их в экспозиции нет) или раритетных изданий, а создание атмосферы начала века и «александровского лета». Тем более, что мемории здесь нематериальные: стихи, воспоминания и фотографии. Поэтому в оформлении активно используются, так сказать, дизайнерские приемы: реку времени символизирует ручей из зеркального стекла с перекинутым через него деревянным мостиком, а дух того же времени воссоздают старинные фотографии александровских домов с выглядывающими из окон горожанами. Река делит экспозицию на две части. Одна — про город Александров в начале века, вторая — про сестер Цветаевых в Александрове, их друзей, мужей, знакомых. В числе героев музея — и хозяин усадьбы Алексей Андреевич Лебедев, почетный гражданин Александрова, и очень незаурядная семья Герцык, родом из Владимирской губернии (сестры Цветаевы были с ними дружны).

Александровский музей интересен своей широтой, не слишком свойственной цветаевским мемориалам, сконцентрированным на «Марине». Здесь рассказывают про обеих сестер, а почти столетняя жизнь Анастасии Ивановны того заслуживает. Кроме того, это прекрасный пример музейных инноваций, изобретательности и энтузиазма — благодаря сочетанию этих качеств «цветаевский домик» столько лет не просто держался на плаву, а заслужил признание и награды как один из лучших музеев России.

Местные особенности

У литературного музея Цветаевых есть филиал. Он расположен через дорогу (Военный пер., 2), в части усадьбы Барановых, и посвящен тому периоду истории, когда Александров был «столицей 101-го километра» — самым близким к центру городом, где дозволялось жить ограниченным в правах «политическим» и вернувшимся из заключения.

В выставочном зале музея Цветаевых на Институтской улице проводятся поэтические и музыкальные вечера, читают лекции по литературе Серебряного века.

Адреса филиалов музея

Цветаевский домик — Военный пер., 5;
Дом Лебедевых — Военный пер., 6;
«Музей101-го километра» — Военный пер., 2
Выставочный зал и зал камерной музыка — ул. Институтская, 6, корп. 2

История

Александровский период в творчестве Цветаевой был коротким, но плодотворным. Литературоведы называют его «александровским летом». Это лето 1916 года, когда Марина Ивановна гостила в Александрове у сестры Анастасии и принимала собственных гостей, в том числе молодого Осипа Мандельштама. Не считая стихов Цветаевой, появившихся в том году, и позднейшей мемуарной прозы, александровское лето отозвались как минимум в одном классическом стихотворении Мандельштама, которого вдохновили прогулки пары поэтов по кладбищу у александровской Боголюбской церкви, — «Не веря воскресенья чуду».

Еще одно «александровское» сочинение известно даже тем, кто от любой поэзии далек — «Мне нравится, что вы больны не мной», пропетое в советском кинохите. Эти стихи Марина Цветаева как раз посвятила тогдашнему мужу сестры, благодаря которому и образовался домик в Александрове. Маврикий Александрович Минц, инженер-химик, служил здесь на строительстве военного завода. Анастасия Ивановна с семьей жила в городе с 1914 по 1917 год. Старшая сестра периодически навещала ее, но далеко не так часто, как это делают иные родственники.

В музее можно увидеть увеличенную копию важной для обеих сестер семейной фотографии: Анастасия и Марина с мужьями и детьми. Это последняя фотография относительно благополучного времени, конец старой России. В Александрове у Анастасии Ивановны родился второй сын, проживший только два года. Маврикий Минц ушел из жизни еще раньше — скоропостижно умер через год. Сергей Эфрон, муж Марины Ивановны примерно в то же время начал долгий путь с Белой армией, который привел его сначала в эмиграцию, потом в запутанные сети советской разведки и обратно в СССР, в тюрьму, к смерти. Марина Цветаева разделила его судьбу, что закончилось самоубийством в Елабуге.

Анастасия Ивановна пережила всех и все — богемную юность, троих мужей, тюрьмы и лагеря, экстравагантные увлечения, в том числе мистические. В конце 1920-х годов она вступила в кружок советских розенкрейцеров, советской властью, естественно, не поощрявшихся. После первого ареста ее спас Горький, потом спасать было некому. Двадцать лет в лагерях, ссылка в Сибирь, возвращение — и активная деятельность при аскетической жизни до 99 лет.

Rambler's Top100