Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Успенский собор, почти девятьсот лет стоящий на высоком берегу Клязьмы, скрепляет собой русскую историю, как огромный гвоздь с золотой шляпкой. Без него она рассыпалась бы на отдельные, не связанные друг с другом сюжеты и эпизоды: киевские князья, до которых месяц скакать, Новгород, который вечно сам в себе и сам по себе, далекая Византия с ее православием и святой Софией, Москва, возвысившаяся лишь с 1295 года… Власть и церковь, княжеские съезды и междоусобные схватки, важные ордынские послы и жестокие татарские набеги — все это много веков было плотно закручено вокруг храма с золотым верхом, построенного пришедшими из средневековой Европы мастерами. Его видно за десятки километров от Владимира.

Успенский собор был сооружен в 1158-1160 годах, при Андрее Боголюбском, пригласившем во Владимир неведомых нам западноевропейских мастеров. После пожара 1185 года, уничтожившего все его убранство, кроме чудотворной иконы Богородицы, младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо пригласил новую артель, которая возвела вокруг собора галереи, четыре новые главы и новые алтарные апсиды. После перестройки, завершившейся в 1191 году, собор смог вмещать 4 тысячи человек и стал крупнейшим храмом русского Северо-Востока. За исключением западного фасада, закрытого Георгиевским приделом и колокольней XIX века, существующее здание сохранило свой домонгольский облик. Историческая среда вокруг также не сильно изменилась, и впечатление, производимое Успенским собором сегодня, вполне соответствует его историческому значению.

Внутри сохранились небольшие фрагменты росписи XII века — фигуры святых Артемия и Авраамия, изображения лилий и павлинов, а также единственные дошедшие до нас фрески, достоверно принадлежащие кисти Андрея Рублева. Рублев вместе с Даниилом Черным расписал собор по заказу великого князя. Фрагменты композиции «Страшный суд» чрезвычайно интересны, но неудачная реставрация 1960 года и последующие условия хранения нанесли живописи непоправимый урон. Существующий барочный иконостас сделан по указанию Екатерины II.

В Успенском соборе похоронены князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович, Михаил Хоробрит, княживший в Москве в 1247 году, митрополит Максим, перебравшийся во Владимир из Киева в 1299 году, владимирский епископ Серапион, известный своими духовными сочинениями.

История

Владимир был небольшой крепостью в Суздальской земле, переданной в удел сыну основателя Москвы Юрия Долгорукого — Андрею. Когда отец добыл себе Киев, Андрей самовольно вернулся в свой маленький город, взяв с собой византийскую икону Богородицы. Все свои силы он потратил на то, чтобы прославить этот город в центре обширной, но малолюдной лесной земли. Для сопровождавшей его в пути на север иконы князь построил большой белокаменный собор в честь Успения Богородицы. Для работы была приглашена артель, работавшая в тогдашнем европейском романском стиле, причем из камня, а не из кирпича, как мастера греческой выучки из Южной Руси. Шестистолпный собор с большими хорами (специальным этажом для князя и его приближенных) стал главным городским храмом, предназначенным для епископа. Епископский терем был связан с Успенским собором крытым переходом. Князь Андрей даже попытался добиться от патриарха создания во Владимире независимой от Киева митрополии, но это не удалось.

Принято считать, что перестраивавший собор Всеволод воспользовался услугами русских зодчих, однако приводимая в подтверждение этого летописная цитата на самом деле с гордостью говорит лишь о том, что «не ища мастеров от немец» в 1191 году удалось только покрыть оловом крышу и побелить стены собора в Суздале. Во Владимире же в 1186-1197 годах опять работали западноевропейцы: взять своих мастеров после двадцатилетнего перерыва в строительстве было просто неоткуда.

Когда в феврале 1238 года Владимир был взят войсками Батыя, горожане вместе с епископом Митрофаном заперлись в соборе, но победители подожгли его. На хорах погибла и жена великого князя Юрия Агафья с дочерью. Убранство собора было разграблено, но Владимирская икона Богородицы сохранилась.

Великие князья, владевшие северо-восточной Русью и Новгородом, вступали на престол после торжественной церемонии в Успенском соборе. Эта традиция соблюдалась до 1432 года.

В 1395 году, когда на Русь двинулся походом из Азии Тамерлан, Владимирскую икону привезли в Москву. На месте встречи с нею был основан Сретенский монастырь. После того, как завоеватель повернул назад — это сочли чудом, совершенным Богородицей — икону вернули в Успенский собор. Окончательно она вернулась в Москву лишь к концу XV века.

Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, которому при строительстве московского Успенского собора было поручено взять за образец собор Владимира, приезжал в город, посмотрел храм и похвалил работу древних строителей, гордо отметив, что это «наших мастеров дело».

Соборная колокольня появилась в 1810 году, а раньше на ее месте стояла проездная кирпичная башня с церковью Иоакима и Анны, построенная в 1191 году. Собор, епископский и княжеский дворы были в это время окружены стеной. Позднее на башне соорудили шатровую звонницу, разрушенную в 1806 году молнией.

Rambler's Top100