Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Керчь, третий по величине город Крыма, отличается от прочих городов полуострова тем, что никогда не был и не считался курортом. Керчь не живет от сезона к сезону, здесь почти нет домов отдыха и санаториев, но есть грузовой и пассажирский порты, судоремонтная база, металлургический завод, рыболовецкий причал, сухой док и т.д. Хотя море, набережная, пляжи и прекрасные места для отдыха тут, естественно, имеются.

Центр Керчи, географический и исторический, это гора Митридат — головокружительно древнее и красивое место. Когда-то здесь располагалась главная площадь столицы Боспорского царства — города Пантикапей, основанного греческими переселенцами примерно в VII веке до н.э. Многократная перемена имени и хозяев не отменяет того факта, что Керчь, она же Пантикапей, Карша, Черкио, Воспро и Корчев, — один из древнейших городов мира. Лишь на столетие моложе Рима.

Гора Митридат возвышается над Керческим проливом на 91 м. Наверх ведет многоярусная лестница в 428 ступеней, со смотровыми площадками — Большая Митридатская. На другом склоне есть и Малая — Константиновская. Митридатскую построили в 1830-х по проекту итальянца Александра Дигби. На пару десятилетий раньше, в 1820 году, забравшийся на Митридат без всяких лестниц Пушкин писал: «Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землею — вот все, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками…» Многое из этого «драгоценного» теперь отрыто археологами, в том числе руины храма Аполлона на вершине горы и большой некрополь на северном склоне, прямо под жилой застройкой. Аполлон, кстати, считался покровителем Пантикапеи, и его храм был виден еще с моря. Как сегодня отовсюду виден памятник ХХ века — Обелиск Славы с вечным огнем.

Памятник самому Митридату VI Евпатору, легендарному боспорскому царю, поставили у начала лестницы в 2006 году. Перила нижних пролетов украшены каменными вазами и двумя скульптурами грифонов — мифических животных с телами львов и орлиными крыльями. Грифон для Керчи — такой же символ, как сфинкс для Петербурга. Кроме Митридатской лестницы, грифоны красуются и на въезде в город со стороны Феодосийского шоссе, и на центральной площади, и на керченском гербе. Геральдический грифон с ключом — символ владычества над Черным и Азовским морями, которые соединяет Керченский пролив.

С вершины горы город виден как на ладони: светлая южная застройка, старые особняки и новые многоэтажки, похожая на летающую тарелку крыша городского рынка, площадь автобусной станции с Мелек-Чесменским курганом. В бухте стоят суда, движутся портовые краны. Вдали тянется полоса острова Тузла, а на противоположной стороне пролива можно разглядеть материк — берег Краснодарского края. Справа, на мысе Ак-Бурун, просматриваются бастионы и валы Керченской крепости — мощнейшего фортификационного памятника второй половины XIX века, сооруженного под руководством Эдуарда Тотлебена. Крепостные казармы и склады, орудийные капониры и люнеты, контрминные галереи и подземные ходы можно осмотреть в составе экскурсионной группы ежедневно с 10:00 до 15:00.

Лестница спускается к центральной площади Ленина (Таврической), парадной и ухоженной. На ней, прежде всего, находится старейший керченский храм Иоанна Предтечи, построенный примерно в X веке н.э. по канонам византийского зодчества. Полосатые стены сложены из чередующихся плит белого камня и розового кирпича — так строители укрепляли церковь на случай землетрясения. Памятник вождю мирового пролетариата на площади тоже имеется, а вокруг высокого ленинского постамента катаются дети на лошадках и электромобилях. У здания телеграфа видим того самого грифона с ключом на ионической колонне. Все городские мероприятия обычно проходят на этой площади.

От площади отходит пешеходная улица Ленина — «Лента», как называют ее местные. Мостовая, выложенная нарядной разноцветной плиткой, стилизованные «под старину» фонари, тенистые платаны, лавочки с ажурными подлокотниками, художники, духовой оркестр по вечерам — в общем, приморский «арбат». Кроме модных магазинов, галерей и турагентств, на улице Ленина вы найдете популярные городские заведения общепита — кафе «Жар-Пицца» и пивоварню «Пингвин».

Из центра города легко добраться до окрестных достопримечательностей и до моря, от автовокзала на улице Еременко ходят маршрутки в разные концы. Мрашрутка №5 за двадцать минут довезет до бесплатного песчаного пляжа на Аршинцевской косе. Такое же время займет путь на мыс Фонарь — крайнюю восточную точку Крымского полуострова на входе в Керченский пролив из Азовского моря. Это место — образец диких и живописных крымских пейзажей: песчаные малолюдные пляжи, каменистый берег. С мыса виден и противоположный берег Краснодарского края, и даль Азовского моря, и Керченский порт, и паромная переправа, ставшая очень актуальной для гостей Крыма в 2014 году.

Важно

Керченская паромная переправа

На данный момент (лето 2014 года) самый быстрый способ добраться до Крыма из материковой России — на пароме через Керченский пролив. Пять километров, разделяющие косу Чушка и Крымский полуостров, паром преодолевает за двадцать минут — от причала «Кавказ» до причала «Крым».

В порт «Кавказ» можно добраться из Краснодара, Анапы, Новороссийска, Тамани. Время в пути — от одного часа до трех часов. В порт «Крым» с автовокзала Керчи идет маршрутка №1. Время в пути — двадцать минут, стоимость проезда — 10 рублей.

В каждом порту действует 14 билетных касс, еще 10 кассовых точек работают на накопительных площадках, где останавливаются водители в ожидании погрузки на паром. Взрослый билет для пешего пассажира стоит 162 рубля, детский (6–12 лет) — 81 рубль, дети до 6 лет перевозятся бесплатно. За мотоцикл или скутер придется заплатить 462 рубля, за мопед или велосипед — 109 рублей. Легковой автомобиль длиной до 4,2 метра стоит 1190 рублей, от 4,2 до 5,1 метра — 1688 рублей, свыше 5,1 метра — 2486 рублей. При покупке билета необходимо предъявить паспорт, а для транспортного средства — свидетельство о регистрации.

Сейчас на переправе ходят четыре парома — «Ейск», «Николай Аксененко», «Керченский-2» и «Ионас». Последний паром — новый греческий, запущен в июне 2014. С середины июля будет ходить еще один дополнительный паром «Дориус» — такой же, как «Ионас», вместимостью 600 человек летом и 550 зимой, с двумя палубами для легковых автомобилей, рассчитанными на 104 и 65 машин. Предполагается, что в итоге пять паромов смогут перевозить по два миллиона пассажиров за сезон.

С противоположных берегов паромы отправляются примерно каждые сорок минут. Расписание движения условно, чаще паромы отчаливают по факту загрузки. За сутки они совершают примерно тридцать круговых рейсов. «Ионас» перевозит за три рейса почти 600 автомобилей и 16 автобусов.

Очередь из автомобилей сейчас растягивается на несколько километров. Право обойти ее имеют лишь те машины, в которых едут беременные женщины и дети до года. Длина очереди зависит от различных факторов, в частности от состояния погоды. Например, 21 и 22 июня паромное сообщение на Керченской переправе было полностью прекращено из-за ураганного ветра и сильного волнения на море. Поэтому в следующие дни автомобильная очередь увеличилась, и людям пришлось ждать почти по десять часов. В выходные дни очередь тоже увеличивается, хотя с наплывом пассажиров стараются справиться, периодически запуская дополнительные паромы.

Положительный момент: по всей длине очереди круглосуточно работают полевые кухни, туалеты, курсируют машины скорой помощи. За порядком следит полиция.

По свидетельству туристов, на переправе уже появился бизнес по перепродаже мест. Автомобилист из местных занимает очередь и, дойдя до въезда в порт, за три тысячи рублей уступает свое место желающим.

Пешие пассажиры без личного транспорта, а также велосипедисты, водители мопедов, скутеров и мотоциклов проходят на палубу без задержки. Некоторые путешественники подъезжают к переправе на автомобиле и садятся на паром как пешеходы, а потом, переправившись, ожидают прибытия машины с водителем в одной из гостиниц Керчи.

С 29 апреля в кассах РЖД туристы вместе с билетом до Краснодара или Анапы можно приобрести талон на проезд до Крыма — единый билет, включающий доставку автобусом до порта «Кавказ», паромную переправу и автобус до места назначения в города Ялта, Керчь, Феодосия, Коктебель, Судак, Симферополь, Алушта, Саки, Евпатория, Севастополь. Стоимость единого талона зависит от дальности поездки — от 150 до 880 рублей. Автобус с пассажирами, купившими эти талоны, загружается на паром без очереди.

Если вы путешествуете без собственного автомобиля, единый билет — лучший выход с минимальным сроком ожидания в очереди на паром. Автобусы с пассажирами, которые едут по единому билету, грузятся на паром раньше, чем туристы с машинами. Соответственно, туристы с машинам должны быть готовы к многочасовому ожиданию в очереди. После ввода дополнительного парома должно стать полегче.

В августе 2014 года планируется открыть и прямое железнодорожно-паромное сообщение с Крымом: состав из 9 вагонов будет переправляться через пролив на пароме.

Местные особенности

Часть раритетов, найденных на горе Митридат, можно увидеть в экспозиции Государственного Эрмитажа. Другие экспонаты — амфоры, светильники, изделия из финикийского стекла, театральные маски, зернотерки, грузила, оружие времен Боспорского царства и первых греческих поселений — хранятся в Историко-археологическом музее Керчи. Музей находится на улице Свердлова, в доме 19 — это здание в стиле модерн, выстроенное для сына керченского табачного фабриканта Петра Месаксуди. Самые ценные экспонаты — ювелирные украшения, монеты, бронзовые кувшины, найденные в курганах Причерноморья, — находятся в Золотой кладовой под присмотром вооруженной охраны. Золотая кладовая открыта для посещения по средам, пятницам и субботам по предварительной записи для групп из десяти человек.

С городского автовокзала на автобусе №4 можно съездить на экскурсию в Аджимушкайские каменоломни — памятник боевой славы, где в 1941–42 годах базировались партизаны и подземный гарнизон советских войск, прикрывавших отход основных сил из Крыма. Глубина штолен составляет несколько десятков метров, общая протяженность — 130 километров. Собираясь на экскурсию, надо прихватить теплые вещи, поскольку на глубине температура не поднимается выше 10 градусов.

Рядом с каменоломнями находится Царский курган — спрятанная в глубине холма гробница одного из боспорских царей из династии Спартокидов.

На маршрутке №24 от автовокзала минут за двадцать можно доехать до второй керченской крепости — турецкой Еникале. «Новая крепость» (так переводится ее татарское название) была построена в начале XVIII века в самом узком месте Керченского пролива. Пятиугольный форт имел мощные стены и башни, прикрытые рвом и земляным валом. Внутри крепости хранился полугодовой запас питьевой воды. Тем не менее в 1771 году русские войска легко овладели Еникале, после чего она утратила оборонительное значение и постепенно пришла в запустение, ее территория превратилась в дачный пригород. Недавно крепость отреставрировали, и теперь на фоне ее выразительных башен фотографируются городские молодожены и туристы.

Rambler's Top100