Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Золотые ворота Владимира, драгоценный памятник древнерусской архитектуры, не только остаются материальным символом целой эпохи. Этот белокаменный портал как будто открывает пространственно-временной тоннель, уводящий из современного города во Владимир Андрея Боголюбского, а оттуда, через Киев и Константинополь — вглубь истории, в Иерусалим и Рим.

Золотые ворота располагаются почти в центре современного Владимира и выглядят уже привычно: крепостные ворота с башенками по углам и церковью сверху. Попробуйте мысленно убрать эти башенки и оформление верха, возникшие лишь к 1810 году. Останется нечто необычное: огромная каменная арка в рост четырех слонов, высотой 14 метров. Слоны, однако ж, в середине XII века на Владимирщине не жили, и такой огромный проем ничем не оправдан с точки зрения фортификации. Ведь чем меньше ворота, тем удобнее их оборонять.

Но Золотые ворота — не обычная крепостная постройка. Во-первых, название отсылает к христианской символике. Золотые ворота Иерусалима, в которые войдет Мессия, упоминаются в пророчестве Иезекииля. Они же являются символом непорочного зачатия: у этих ворот, ведущих к Храму, отец будущей Девы Марии Иоаким встретил свою жену Анну, узнавшую о том, что у них родится ребенок. И через эти ворота в Иерусалим вошел Иисус Христос. Золотые ворота в Константинополе соединили эту символику с римской традицией триумфальных арок, а Киев следовал за Царьградом.

Для князя Андрея Боголюбского, решительно отринувшего традиции и с чистого листа создавшего свой стольный город на пустынном северо-востоке Руси, Золотые ворота были своеобразным манифестом — напоминанием и о Киеве, и о Константинополе, и о Иерусалиме. Мысли о величии Рима, возможно, тоже не были ему чужды. Во всяком случае, первый триумфальный въезд князя с войском в город произошел сразу же после постройки ворот-арки: в 1164 году была одержана важная победа над Волжской Болгарией.

Владимирские Золотые ворота, подобно константинопольским, стояли на юго-западном краю города. Путешественник переходил по мосту многометровый ров, наполненный водой, площадку перед воротами и сквозь огромную арку входил в кольцо валов. Там он видел перед собой княжеские дворцы с каменными церквями Спаса и Георгия, а за ними — стену внутренней крепости, Печернего города Владимира Мономаха. Чуть поодаль, на краю холма над Клязьмой, возвышалась громада Успенского собора, защищенный еще одной каменной башней с надвратным храмом во имя родителей девы Марии, Иоакима и Анны… Представьте, как эта античная триумфальная арка смотрелась на краю города, только что построенного в краю лесов и равнин, среди просторных лугов. Как воспринимали ее люди¸ не видевшие в жизни ничего выше деревянной избушки, крытой берестой и ветками.

Арка Золотых ворот видела и Александра Невского, и Михаила Тверского и Дмитрия Донского — великие князья Владимирские четыреста лет торжественно всходили на престол в этом городе. В Золотые ворота после посвящения у патриарха в Константинополе въезжали и перебравшиеся в 1299 году во Владимир из Киева русские митрополиты. Сегодня белокаменную арку объезжают машины, а триумфальный вход может повторить каждый турист. Особенно красивы Золотые ворота на закате, когда солнце слегка окрашивает белый камень, и ночью, когда шумная городская жизнь современного города отдаляется. Ночью ворота, конечно, подсвечены.

На верхней площадке Золотых ворот выставлена небольшая коллекция вооружения разных эпох и маленький, но зрелищный художественный аттракцион — диорама, изображающая штурм Владимира монгольскими войсками в 1238 году. Изображение, макет, свет и звук — произведение того же Ефима Дешалыта, которому мы обязаны диорамой «Бой под Малоярославцем».

История

Архитектурным образцом для владимирских ворот стали знаменитые Золотые ворота Константинополя. Триумфальная арка императора Феодосия — классическая римская арка, оформляющая торжественный въезд императора-победителя в город — позднее была встроена в крепостные стены. С двух сторон она зажата мощными кубами оборонительных башен, облицованных мраморными плитами, между которыми нельзя просунуть и острие ножа, как писал Иоанн VI Кантакузин. Створки ворот были покрыты рельефами из позолоченной бронзы — отсюда и название. По словам историка архитектуры Т.П.Тимофеевой, оно отражает «не только имперскую роскошь и величие земной власти, но и надмирное сияние христианства».За Золотыми воротами начиналась главная улица Константинополя Меса, ведущая к храму Софии и императорским дворцам.

Чем-то подобным были и Золотые ворота в Киеве, построенные Ярославом Мудрым, но от них уже в XVIII веке остались лишь две груды камней. Да и от тех камней беспощадная реставрация 1982 года не сохранила никаких следов: нынешние воссозданные ворота — плод фантазий XX века. А вот наш Владимир счастливо сохранил свой древний парадный въезд.

Церковь на Золотых воротах посвящена «Положению честной Ризы пресвятой Богородицы во Влахерне». Праздник Ризоположения — воспоминание о том, как хранившиеся во Влахернском храме Константинополя одежды девы Марии, край которых по старинной традиции с молитвами погрузили в воды Бософора, в 860 году спасли Царьград от нашествия корабельной рати русов. В той же Влахернской церкви в 910 году случилось другое чудо, увиденное Андреем Юродивым: Богородица простерла над молящимися свое покрывало, обещая им покровительство и защиту от осаждавших город сарацин. В память об этом князь Андрей тогда же, когда были построены Золотые ворота, учредил на Руси праздник Покрова Богородицы и заложил церковь Покрова на Нерли. Два храма, Покрова и Положения Риз на Золотых воротах, осеняли путь во Владимир — город, находящийся под защитой Богородицы. Чудотворная Владимирская икона, привезенная князем Андреем из Вышгорода, хранилась в сердце города — в Успенском соборе.

В 1469 году о Золотых воротах вспомнили московские князья, и церковь Ризоположения отремонтировал Василий Ермолин — купец-сурожанин, известный организатор строительных работ. Он украшал Спасскую башню Московского Кремля: именно тогда на ней появилась каменная скульптура конного Георгия-Победоносца. Ермолин реставрировал и рухнувший собор XIII века в Юрьеве-Польском. Эту работу можно считать первой на Руси реставрацией, когда вместо строительства нового храма постарались максимально точно воспроизвести старый, используя фрагменты его каменного декора. Судя по сохранившимся рисункам и чертежам, к церкви на Золотых воротах Ермолин отнесся столь же бережно.

По легенде, карета Екатерины II застряла в Золотых воротах, но императрица запретила их сносить, приказав для свободы проезда лишь срыть валы по сторонам. Верить в это всерьез, однако, трудно: уж больно ворота широки.

К XVIII веку ворота, пострадавшие от многих пожаров, были уже в плохом состоянии. Разваливающаяся церковь не действовала. Средств на ремонт долго не удавалось найти. Лишь в самом начале XIX века по сторонам ворот соорудили мощные контрфорсы, скрытые пристройками с маленькими «крепостными» башенками по углам. Церковь на верхней площадке ворот разобрали и построили заново. Впрочем, и в дальнейшем службы в этой церкви никак не удавалось сделать регулярными, а деревянную лестницу — содержать в должном порядке, так что практичные владимирские купцы уже планировали вместо бесполезного храма разместить на воротах городскую водокачку. В пристройках расположились полицейский участок с арестантской, склад оснащения пожарных и три торговые лавки, арендовавшие помещения. «Нецелевое использование» продолжалось очень долго: и сто лет, в 1947 году, в Золотых воротах располагался архив МВД и даже жили люди. Лишь в середине XX века памятник отреставрировали и передали музею.

Rambler's Top100