Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Массандровский дворец Александра III вместе с Воронцовским дворцом входит в Алупкинский дворцово-парковый заповедник. Это объединение не случайно, поскольку оба дворца когда-то принадлежали семейству графа Воронцова. Воронцов выстроил в Алупке громадную официальную резиденцию, а здесь, в Массандре, сравнительно небольшой дом для семейного отдыха. Однако своей славой дворец обязан следующим хозяевам — императорской семье. При Александре III эту часть воронцовского имения выкупили в казну и довели проект до ума.

Правда, Массандровский дворец все равно немного потерялся в грандиозной тени Ливадийской резиденции. И Ливадии, и Воронцовскому комплексу в Алупке он уступает по размаху и величию, но не по архитектурной ценности. Он просто другой: причудливое, почти сказочное строение с башенками, островерхими крышами и богатым декором в стиле итальянского ренессанса. Этот сказочный стиль был выбран не сразу. Первый «барский дом», построенный при Михаиле Семеновиче Воронцове, пострадал от бури в конце 1870-х, и новый хозяин Семен Михайлович взялся за его расширение и перестройку. Проект «в романтическом духе» создал французский архитектор Этьен Бушар, однако дворец преследовали неудачи: сначала скоропостижно умер архитектор, потом скончался заказчик, и строительство не было завершено.

Новый архитектор Максимилиан Месмахер, нанятый уже при Романовых, доработал проект Бушара, прибавив ему декоративности. Каков был дворец до перестройки, можно увидеть на сохранившихся фотографиях: здание с башнями и огромными окнами напоминает довольно суровый средневековый замок, вписанный в сложный ландшафт со скалами и гротами. Главной проблемой для архитектора были скромные размеры дворца, мало подходящие для царской семьи. Месмахер увеличил полезное пространство с помощью галерей, террас и тому подобных пристроек. Однако в дальнейшем Массандровское имение все равно считалось чем-то вроде охотничьего домика, а не полноценной резиденции. Романовы в нем регулярно бывали, но не жили.

Декоративные элементы дворца сохранились плохо. Утрачено множество скульптур, украшавших фасады и пространство перед ними — их было три десятка, но неудачный выбор материала и превратности истории не пожалели ни львов при воротах, ни богов, ни героев. Остались только пара драконов (или химер), пара сфинксов и два сатира. Несмотря на все утраты, дворец выглядит очень нарядным — почти игрушечный небольшой замок на горном склоне, окруженный зеленью.

Немецкий садовник Карл Кебах, создатель Алупкинского парка при Воронцовском дворце, разбил в Массандре пейзажный английский парк с цветниками и множеством южных растений. Там и сегодня растут кедры, кипарисы, средиземноморские сосны, можжевельники, экзотические фруктовые деревья — фиги, лимоны, апельсины, маслины. Перед западным фасадом дворца высятся гигантские секвойи. Они не такие уж древние, посажены сто с небольшим лет назад, но очень внушительные — 9 метров в обхвате.

Нельзя не вспомнить и массандровские виноградники — они были одной из главных причин того, что Александр III выбрал это воронцовское имение. Основа винодельческой промышленности Массандры была заложена именно тогда. Сегодня винный завод «Массандра» по-прежнему выпускает марочные вина. Уникальная массандровская коллекция вин (около миллиона бутылок) — крупнейшая в мире, занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Ее начали собирать более века назад стараниями «отца крымского вина» Льва Голицына. Винзавод находится довольно далеко от царского замка, но производство вин имело к нему и непосредственное отношение: в конце 1940-х в бывшем дворце ненадолго обосновался институт виноделия «Магарыч».

В советские годы Массандровский дворец на пару десятилетий стал противотуберкулезным санаторием с красивым названием «Пролетарское здоровье». Позже пролетариев попросили на выход, и дворец снова обрел статус «государственной дачи», где отдыхали первые лица Страны Советов от Сталина до Брежнева. С 1992 года Массандровский замок стал музеем. Теперь экскурсанты могут осмотреть отреставрированные интерьеры второй половины XIX века на первом и втором этажах — резьба, лепка, красочные изразцы, необычные техники росписи, дворцовая мебель. На третьем этаже, по контрасту, размещается постоянная выставка живописи соцреализма — «Идеалы прошлого».

Rambler's Top100