Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Огромный Воскресенский Войсковой собор в станице Старочеркасской — во всех смыслах выдающийся. Это старейший каменный храм на Дону и один из лучших архитектурных памятников Ростовской области, но главная его ценность даже не в этом.

Первый деревянный храм на этом месте был построен в 1650 году, через 6 лет после переноса столицы Войска Донского в Черкасский городок (так первоначально называлась Старочеркасская). Сохранившийся каменный Воскресенский собор строился с 1706 по 1719 год и, вплоть до очередного переноса казачьей столицы в Новочеркасск в 1805 году был главным храмом всего Войска Донского. Духовное значение такого собора трудно переоценить.

Если Воскресенский собор был духовным центром донского казачества, то майдан у подножья собора — центром смысловым. Здесь соединились казачья демократия и глубокая вера, великие исторические события и материальная память о них. Собор и майдан служат напоминанием об огромной роли маленькой станицы Старочеркасской в истории России.

Известно, что строительству Воскресенского собора активно способствовал Петр Великий — вопреки собственному указу, запрещающему строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Есть легенда, увековеченная памятной табличкой XIX века, что царь самолично заложил несколько кирпичей при строительстве. Дело в том, что Петр, хоть и был первым, кто серьезно ограничил казачью вольницу, питал к Черкасску и казакам особые чувства. Азовские походы 1695–1696 годов были первым крупным военным деянием молодого царя, и если первый Азовский поход окончился неудачей, то во втором Петр принял личное участие (в звании капитана на галере), а сам поход оказался триумфальным: турки сдали Азовскую крепость, не дожидаясь штурма. Известно, что Петр с новенькой флотилией кораблей останавливался у Черкасска, а после взятия Азова наверняка бурно праздновал с казаками — историю героического «Азовского сидения» пятьюдесятью годами ранее никто не забыл. Для Петра строительство Воскресенского собора в Черкасске было не только жестом благодарности, стратегической необходимостью или чем-то еще, но и памятью о своем первом военном успехе.

А трофеи, захваченные казаками во время Азовского сидения 1641–1642 годов — турецкие пушки, массивные железные створы крепостных ворот, коромысло городских весов — выставлены здесь же, на площадке между собором и колокольней.

Итак, строительство каменного Воскресенского собора началось в 1706 году и продолжалось до 1719 года. Ростовские краеведы считают, что собор возводили московские мастера, но доподлинно это неизвестно. Внешне собор напоминает храм Василия Блаженного — те же собранные воедино девять объемов, позже опоясанные двухъярусной галереей, только без шатра в центре. На самом деле образ Воскресенского собора ближе не к московским, а к малороссийским образцам рубежа XVII–XVIII веков — то ли память о былой дружбе с малороссийскими казаками, то ли следование архитектурной моде. Этот стиль принято называть «украинским барокко», но современные жители Старочеркасской от такого определения неприязненно морщатся: нéчего, мол, мы сами с усами.

48-метровая соборная колокольня — двухъярусная, шатровая, — была построена в XVIII веке и интересна тем, что оказалась единственной колокольней такого типа на всем юге России.

Интерьер Воскресенского собора необыкновенен: пять больших башен внутри срастаются в странное для православной церкви единое пространство, их стены побелены и не имеют никаких украшений. На этом фоне особенно неожиданно выглядит сложный, многоярусный, покрытый ажурной деревянной резьбой иконостас. Его ярусы не горизонтальны, но ступенчато поднимаются к центру, венчаясь высоким Распятием. Все 149 икон — подлинные, середины XVIII века, написаны московским мастером Егором Греком. Еще одна интересная деталь храма — деревянные галереи, снизу украшенные сюжетной живописью.

Пол собора выложен плитами с трогательными мемориальными заметками, например: «На сем месте умиленные молитвы приносил великий государь Александр Павлович». Визиты великих князей Михаила Павловича и Николая Александровича тоже отмечены. В галерее собора, под металлической плитой, покоится прах войскового атамана Кирилла Яковлева — крестного отца Степана Разина, выдавшего своего крестника властям. Стенька Разин тоже незримо присутствует в соборе — в стену паперти вмурована удивительная реликвия: железные кандалы, в которых бунтовщика содержали здесь же, в Черкасске, перед отправкой на казнь. Учитывая место их хранения и культовое почитание Стеньки местной традицией, кажется, более уместно называть их Стенькиными веригами.

Местные особенности

В настоящее время Воскресенский войсковой собор относится к Старочеркасскому Свято-Донскому мужскому монастырю.

Rambler's Top100