Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В этом городе нечасто увидишь белый снег — копоть из многочисленных труб окрашивает сугробы в самые разные оттенки синего, серого, оранжевого. Горожан эта цветовая гамма не удивляет. Привыкли. Нижний Тагил, крупнейший промышленный центр Среднего Урала начал коптить небо в 1722 году, когда на Выйском заводе был выплавлен первый чугун. С тех пор вот уже почти три века город остается флагманом уральской промышленности. Сегодня в нем десяток крупных заводов: металлургический, коксохимический, котельно-радиаторный и т.п. Второй по известности (после металлургического комбината) завод Тагила — Уралвагонзавод, на котором собрана треть всех вагонов, колесящих по железным дорогам России. В войну на Уральском Вагоностроительном делали танки, знаменитые Т-34; каждая вторая «тридцатьчетверка», отправлявшаяся в бой, появилась на свет в Нижнем Тагиле. Тут же с 1992 по 2004 год выпускался основной боевой танк российских вооруженных сил Т-90.

О том, что, когда и в каких количествах производилось в Нижнем Тагиле, можно рассказывать долго и увлекательно; горожане нередко так и делают (если получится их разговорить), временами, правда, привирая — вернее, добросовестно заблуждаясь. Так, некоторые тагильцы считают свой город родиной паровозов. Это верно лишь отчасти: первый в России паровоз братья Черепановы собрали на Выйском заводе — по образцу «Ракеты» британца Стефенсона. Ходят в городе и другие, совсем дикие выдумки: про первый в мире велосипед, якобы собранный тут же, в Тагиле, крепостным крестьянином. Байка, впрочем, красивая: умелец будто бы отправился на железном коне к самому государю императору, и тот, восхищенный мастерством крепостного, даровал ему и его семье вольную. Другая легенда (менее расхожая, зато чуть более правдоподобная) — что медь, которой покрыта американская Статуя Свободы, выплавлена на заводе Демидовых. За этими байками последует небрежное упоминание о «Тагильской Мадонне», что висит в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Картина эта (на ней изображены Мадонна, Иосиф и младенец Иисус), найденная в 1924 году на чердаке одного из местных домов, будто бы принадлежит кисти самого Рафаэля Санти. И тут бы скептически усмехнуться — но на этот раз даже эксперты-искусствоведы подтвердят: «Да, Рафаэль». Осторожно добавив: «С большой вероятностью».

Главной городской достопримечательностью, конечно же, остается старый Демидовский завод. Строго говоря, не такой уж старый — корпуса, построенные в XVIII веке, до наших дней не сохранились. Основной ансамбль нынешнего завода был возведен на рубеже XIX–XX веков. На Урале можно найти и более старые цеха, притом действующие. Но как бы то ни было, Демидовский завод для промышленного Тагила значит не меньше, чем кремль для какого-нибудь города центральной России. Правда, посещать «Нижнетагильский кремль» следует осторожно: завод (основная, цеховая его часть) пребывает не в лучшем состоянии. Без экскурсовода тут можно сломать ногу — в буквальном смысле. А единственный надежный способ попасть на экскурсию — заказать ее заранее по телефону: (3435) 41-6401.

Rambler's Top100