Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В наше время сложно представить себе москвича, который ни разу не спускался в столичную подземку. Даже упрямые автолюбители, которых от руля не оторвешь, волей-неволей иногда пользуются метро: миллионы машин на улицах превратили Москву в город с самыми большими пробками в Европе.

300 с лишним километров подземных линий и ежегодное «население» около 2,5 миллиардов человек — московское метро давно стало своеобразным «государством в государстве» со своей удивительной историей, легендами и страшилками, мистикой и особой психологией.

«Концепция метро была заложена еще в 1930-х. Оно должно было стать чем-то вроде подземных дворцов для обычных людей. Отсюда мрамор, гранит, большие пространства и памятники под землей», — рассказал нам Николай Шумаков, главный архитектор компании «Метрогипротранс», которая вот уже 80 лет проектирует облик московской подземки.

В мае 1935-го была запущена первая линия «Сокольники» — «Парк культуры», та самая, которая поломала счастье старого извозчика из песни Утесова. Первая станция московского метро — «Сокольники». Метро мгновенно завоевало расположение москвичей: в 1930-е, как и в наши дни, вагоны были зачастую забиты под завязку. Данных о пассажиропотоке тех лет не сохранилось, но восемь десятилетий спустя московское метро вышло на второе место в мире по этому показателю: почти 2,5 миллиарда пассажиров в год. Московская подземка уступает лишь токийской — той самой, где в час пик людей буквально запихивают в вагоны специально обученные люди. Наши люди не японцы, сами кого хочешь запихнут и обучат.

Важно

Что нужно знать человеку, впервые спустившемуся в московское метро?

- Стоимость проезда и схему линий можно заранее изучить на сайте Московского метрополитена.
- Схема линий московского метро есть при входе на станции (в наземном вестибюле) и в каждом вагоне. Ежегодно схема усложняется, ее дизайн неоднократно менялся. В 2012 году прошло народное голосование и москвичи выбрали дизайн, разработанный в студии Артемия Лебедева как наиболее удобный для восприятия. В течение 2013 года новая схема появилась во всех вагонах метро и в вестибюлях станций.
- Большинство станций, связанных с железнодорожными вокзалами, находятся на Кольцевой линии. Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы — станция метро «Комсомольская». Курский вокзал — станция метро «Курская»/«Чкаловская» (радиальная). Павелецкий вокзал и аэроэкспресс до аэропорта «Домодедово» — станция «Павелецкая». Киевский вокзал и аэроэкспресс до аэропорта «Внуково» — станция «Киевская». Белорусский вокзал и аэроэкспресс до аэропорта «Шереметьево» — станция «Белорусская». Две «вокзальные» станции находятся на радиальных линиях: Савеловский вокзал — станция метро «Савеловская», серая ветка. Рижский вокзал — метро «Рижская», оранжевая ветка.
- Рассчитать время поездки и лучший маршрут поможет сервис Яндекс-Метро.
- Как ориентироваться. Перечень станций на линии указан на табло в подземном зале каждой станции — при спуске с эскалатора и выходе из пересадочных коридоров. На стенах станций также есть удобные указатели, но в зависимости от платформы перечислены не все станции линии, а только участок от той станции, где вы сейчас находитесь, до последней станции на линии в этом направлении. Настенные указатели включают пересадки и все станции на линиях пересадки.
- Не бойтесь «уехать не в ту сторону» — в московском метро, в отличие от более старого европейского, можно легко вернуться на нужную станцию в пределах одной линии. Нужно просто пересечь платформу и сесть на поезд, идущий в противоположном направлении.
- По прибытии поезда на станцию в вагонах всегда объявляют ее название и уведомляют о возможности пересадки. Например: «Станция Белорусская. Пересадка на станцию „Белорусская“ Замоскворецкой линии». Но москвичи редко знают официальные названия линий и в разговорной речи употребляют цветовые обозначения, как на привычной схеме метро. Например, Замоскворецкая линия — зеленая, Серпуховско-Тимирязеская — серая. Официальное объявление в разговорном переложении может выглядеть так: «Доезжаешь до Белорусской и пересаживаешься на зеленую ветку». Исключение — Кольцевая: ее никто не называет «коричневой».
- Время работы. Московское метро — не круглосуточное. У каждой станции свои часы работы, вернее минуты. На входе обязательно указано, когда станция открывается и закрывается, но разница минутная: например, 05:20 или 05:25. Официально все метро открывается в 6 часов утра, но, как правило, уже с 05:30 все входы открыты. Вход в метро закрывается в 01:00 ночи. В это время отправляются последние электропоезда и закрываются вестибюли на вход, отключаются эскалаторы. Но станции открыты на выход до последнего поезда, т.е. чем дальше станция от центра, тем дольше она работает. Припозднившимся пассажирам ночевать в метро не придется.
Исключение — дни больших праздников. Новый год, Пасха, День Победы — в такие дни работу метро обычно продлевают на 1 час, до 02:00 утра.

Местные особенности

Самой красивой станцией московского метро считается «Маяковская». Во многом потому, что здесь относительно мало пассажиров (станция хоть и в центре, но не пересадочная), и можно разглядеть великолепный интерьер 1938 года. «Маяковская» построена по проекту архитектора Алексея Душкина, свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Не менее прекрасны станции «Новослободская» с роскошными цветными витражами, «Площадь Революции» со знаменитыми бронзовыми скульптурами и многие другие станции «сталинского времени», но из-за большого пассажиропотока бывает сложно остановиться и разглядеть красоту интерьеров.

Rambler's Top100