Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Героическое происхождение роднит город Валуйки с Орлом, Воронежем, Ливнами, Ельцом, Белгородом, Курском и Старым Осколом — все они были основаны во второй половине XVI века как степные крепости «за чертой», то есть к югу от Тульской засечной черты. Крымские татары, ногайцы, черкасы с неприятным упорством разоряли русские земли, а Москва в ответ продвигала свои крепости все южнее и южнее, постепенно объединяя их в оборонительные линии, засеки.

Крепость Валуйки, возведенная в 1593 году на слиянии рек Валуй и Оскол, стала самым южным форпостом Руси. Распоряжение о ее строительстве отдал сам Борис Годунов (тогда еще не царь, но фактический правитель Руси при «блаженном» Федоре Иоанновиче). В середине XVII века Валуйки стали частью Белгородской засечной черты. Но крымские татары и ногайцы куролесили в этих степных «украинах» еще целый век, так что ни о какой нормальной жизни на передовой речи не шло. Первое время маленькая крепость служила опорным пунктом для дозорных отрядов, «гражданских» здесь было мало, хорошо если четверть населения. Первое приятное событие в истории города произошло в 1698-м, когда Петр Великий по дороге в Азов посетил Валуйки и пожаловал деньги на строительство соборного храма.

Земляная крепость Валуйки стояла на высоком берегу Валуя, на месте нынешнего городского сада. Очертания крепости, меньше 2 км в окружности, еще можно было разглядеть в конце XIX века — сейчас же от нее не осталось и следа. Два относительно мирных столетия, восемнадцатое и девятнадцатое, превратили Валуйки в торговый городок с ярмарками, но без особых амбиций. Новый этап в истории города начался в 1895-м, когда через Валуйки прошла железная дорога, здесь пересеклись дороги на Елец, Пензу, Донбасс и Харьков.

С тех пор Валуйки гордо именуют «воротами Донбасса» — донбасский уголь шел через Валуйки в Москву и Петербург. От Валуек до современной границы с Украиной и ее угольных закромов всего 25 км — гораздо меньше, чем до областного центра. «Крайний южный форпост» Руси времен Годунова и в наше время оказался на окраине государства.

Еще сто лет назад очевидцы сообщали, что «осенью и зимой здесь скучно, ух как скучно». Но зато в теплое время года, «когда природа одевается в свой роскошный наряд, валуйчанам могут позавидовать многие губернские города. С удовольствием можно провести вечер в городском саду». Валуйчане и теперь всем развлечениям предпочитают сидение на скамейках горсада — вечерний досуг в городе не слишком разнообразен, несмотря на то что культурную жизнь города и района образуют 38 библиотек, 4 школы искусств и 52 учреждения клубного типа, а также самобытная местная школа кикбоксинга.

Центральная площадь Валуек, украшенная Вечным огнем и невысокой пожарной каланчою, носит имя Красной площади. К северу от нее пролегает местный Бродвей — разумеется, улица Горького. Но на этом урбанистический пафос заканчивается. Доблестный, хотя и болотистый город пищевиков и железнодорожников, имеющий население в 36000 жителей, как правило, тих и немноголюден.

Из достопримечательностей в Валуйках имеется аккуратный историко-художественный музей и одна действующая церковь времен становления неорусского стиля, весьма забавной внешности. По окраинам еще тянутся улицы, застроенные купеческими лабазами и покосившимися хатами с разноцветными дощатыми ставнями, но в целом очарование глухого уездного города давно утеряно — собор ликвидировали, центр застроили советскими казенными домами и редкими пятиэтажками. Символом города мог бы стать дом, в котором останавливался царь Петр во время Азовского похода, но его еще в 1934 году запалили идейные валуйские пионеры.

Отечественная война прошла через эти края без особых разрушений. Полгода район был в оккупации, однако стояли здесь большей частью итальянские, австрийские да румынские солдаты. Может, поэтому в целом обошлось без зверств и террора, хотя в краеведческой летописи окрестного села Казинка есть и такие драматические строки: «Пьяные фашистские головорезы расстреливали на улицах нашего села кур, гусей и уток». Сильно бомбили только стратегически значимую станцию Валуйки — «фабрику маршрутов ЮВЖД». Возле вокзала, по свидетельству краеведов, и теперь можно найти «типологические предметы периода ВОВ». Полуразрушенный элеватор рядом с вокзалом вызывает ассоциации с руинами Сталинграда, но война к его трагическому виду отношения не имеет, это разруха мирного происхождения. Еще в городе есть ряд домов, связанных с пребыванием в Валуйках легендарной 1-й Конармии и лично Буденного, есть дом-музей генерала Ватутина и музей старой техники под открытым небом — хорошо, но для развития туризма все же мелковато.

В середине 2000-х городские власти вспомнили о действительно выдающемся объекте — заброшенном храме бывшего Успенского Николаевского монастыря, расположенного на окраине города, на территории колонии для несовершеннолетних преступников. Монастырь был основан в 1613 году по указу Михаила Романова на месте скита, в котором проживал отставной солдат, монах Корнилий с тремя товарищами. Обитель была скромной, по состоянию на 1641-й «денежные казны въ томъ монастыре нет ничего, скота конь гнедой да конь саврасъ, одна корова да двое телятъ». Да всего одна икона. Но к празднованию 300-летнего юбилея династии Романовых о монастыре вспомнил император и выделил 200 тысяч рублей на строительство огромного собора. Пятиглавый Свято-Николаевский храм, авторство которого пока не установлено, построен с применением новых на тот момент железобетонных конструкций. На его торжественное освящение, сопровождавшееся невиданным в этих краях фейерверком, собралось более 50 тысяч зевак и паломников, были накрыты столы на три тысячи приглашенных гостей.

По другую сторону речки Оскол, на уступе меловой горы, в конце XIX века монастырские скитники вырыли пещеры — должно быть, по аналогии с Киевом, куда местные жители традиционно ходили пешком на богомолье (неделя в одну сторону) или с пещерными монастырями в соседнем Дивногорье. Валуйские скитники прорубили туннели общей протяженностью более 600 метров, а в самом низу устроили маленькую, человек на двадцать, церковь св. Игнатия Богоносца. В Гражданскую махновцы прятались в этих пещерах от буденовцев, в Отечественную пещеры стали логовом дезертиров — в итоге катакомбы были засыпаны. К 2007-му были проведены раскопки, выстроена деревянная церковь над входом, и сейчас восстановленная часть катакомб носит название историко-культурного комплекса (о возможности посещения стоит заранее узнавать в городском музее).

А монастырский Свято-Николаевский собор, еще несколько лет назад бывший живописной руиной в окружении рядов колючей проволоки, восстановили в 2011 году. Монастыря здесь покуда нет, к храму по-прежнему прилегает забор исправительного учреждения, но Валуйки имеют планы по переселению колонии и втайне мечтают о дальнейшем ренессансе и 50 тысячах паломников со всех концов света.

Rambler's Top100