Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В 1947 году Вихоревка стала одной из промежуточных станций строящейся железной дороги Тайшет — Братск. Сегодняшний городок Вихоревка, как и несколько десятилетий назад, живет этой же дорогой. Сложно жить чем-то еще, если вокруг сплошная тайга, а из города есть всего два выхода — по «железке» на запад и по «железке» на восток (или в тех же направлениях по параллельной автомобильной дороге). По этой самой железной дороге большинство путешественников и прибывают в Вихоревку.

Точнее, останавливаются на станции минут на тридцать и едут дальше по БАМу. Этого получаса обычно хватает, чтобы закупиться съестным в ближайшем магазине. Те, кого вместо голода гложет любопытство, могут рассмотреть новое здание вокзала, которое в Вихоревке построили в мае 2009 года вместо строго деревянного здания, с которого и начинался город. Оставшегося времени хватит, чтобы изучить установленный на пьедестале рядом с вокзалом паровоз Ем-4249 1945 года выпуска, поставленный в Советский Союз из Америки по программе ленд-лиза.

За оградой вокзала начинаются обычные улицы с обычными домами-хрущевками. Но если сойти в сторону с центральной городской улицы Ленина, то городской пейзаж слегка изменится. Среди типовых хрущевок начнут попадаться деревянные двухэтажные домики. Половина улицы Пионерской застроена такими домами. Это привет из сороковых-пятидесятых, когда Вихоревка из небольшого пристанционного поселка превращалась в крупный (по сибирским меркам) город и мощный железнодорожный узел БАМа. Легендарную Байкало-Амурскую магистраль, а параллельно и Вихоревку, строили заключенные.

Ветераны строительства БАМа не любят, когда этот отрезок дороги включают в состав Байкало-Амурской магистрали и называют дорогу от Тайшета до Братска старым БАМом, а все остальное — новым. Как раз из-за того, что старый БАМ стоит на костях заключенных. На строительстве участка от Тайшета до Братска в конце сороковых работали узники Тайшетлага, позже переименованного в Озерлаг. По пути старого БАМа лагеря шли через каждые 8–10 километров.

Вихоревка, которая возникла как простая станция на месте сельскохозяйственных земель, очень быстро обросла лагпунктами — №011, №013, №052. Большинство заключенных — политические, а также немецкие и японские военнопленные. После окончания войны с Японией к ним прибавились «харбинцы» — русские жители Харбина, арестованные советскими властями после разгрома Квантунской армии в августе 1945 года. Заключенные не только строили железную дорогу и валили лес, но и постепенно отстраивали Вихоревку. После амнистии 1954 года в Вихоревке остались жить те, кому больше некуда было податься.

Искать потомков немецких и японских заключенных сегодня в Вихоревке бессмысленно. Осталась разве что память — старожилы вспоминают, что у японцев в Вихоревке были свои небольшие огородики, где они выращивали цветы и овощи и подкармливали местную детвору.

Память о лагерном прошлом в Вихоревке чтут. Несколько лет назад на перекрестке улиц Пионерской и Ленина, под стенами городской школы №2, появился памятник жертвам Озерлага. Сваренный из обрезков рельсов поклонный крест и мраморные плиты с выгравированными на них картой лагпунктов и именами самых известных жертв Озерлага. Среди заключенных, отбывавших наказание на строительстве «старого БАМа» были врач Николай Флоренский, певица Лидия Русланова, востоковед Теодор Шумовский и разведчик Дмитрий Быстролетов. Писатели, генералы, режиссеры, ученые, православные священники и изобретатели — всего в Озерлаге единовременно содержались в заключении более сорока тысяч человек, что делает иркутский лагерь одной из самых крупных колоний своего времени.

Rambler's Top100