Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Поселок Залари — центр очень интересного района Иркутской области. Места пока не очень туристические: от Байкала далековато, от Иркутска до Заларей — 220 км по Московскому тракту (он же — трасса М53) или три часа на поезде по Транссибу. Тем не менее Залари решительно настроены развивать туризм — осталось уговорить туристов оторваться от Байкала и отправиться в историческое и этнографическое путешествие по самобытному Заларинскому району. Впрочем, более привычные виды туризма здесь тоже имеются — охота, рыбалка, сельский туризм, таежные походы и экспедиции по Саянам. А поселок Залари уже сейчас готов к роли отправной или транзитной точки на увлекательном маршруте.

В Заларях есть две гостиницы, несколько кафе-закусочных и даже караоке-бар — в других поселках района такой роскоши пока нет. Статус райцентра обязывает: Залари — не просто поселок, а городского типа, с населением под 10 000 человек. За городской колорит здесь отвечает центральная улица — как водится, Ленина, — где сосредоточены здания местных органов власти и основные магазины. Остальные Залари — типичный поселок, застроенный частными домами, от ветхих деревянных избушек до подобия кирпичных коттеджей.

По виду не скажешь, но Залари — ровесник Петербурга, датой основания считается 1703 или 1704 год. Вычислили дедуктивным методом: Залари впервые упоминаются в документах под 1734 годом, по поводу сгоревшей приходской церкви. Раз была приходская церковь, значит, поселение к тому времени насчитывало не меньше 20 дворов. А для формирования такого поселения в этих местах требовалось никак не меньше 30 лет.

Первыми русскими, которые пришли на заларинские земли, были казаки, промышленные люди и крестьяне. Первопроходцы, первопоселенцы — их потомков в Иркутской области называют чалдонами или старожилами. Тогда же, в XVIII веке, начало формироваться этническое своеобразие Заларей и всего Заларинского района: в 1751 году через Залари прошел знаменитый Московский (Сибирский) тракт — главная сухопутная артерия, связывавшая европейскую часть России с Китаем. Помимо ямщицкой станции, в Заларях выросли многочисленные торговые лавки, склады, трактиры и прочая сопутствующая инфраструктура. Следом за торговцами, как принято в Сибири, потянулись путешественники и ссыльные… Народ здесь оседал разный, свои «географические корни» заларинцы изучают до сих пор.

Например, памятник путешественнику XVIII века Якобу Линденау появился в Заларях благодаря любопытству семьи Ленденевых — заларинцы с необычной фамилией оказались потомками этого удивительного шведа, ныне почти забытого исследователя Сибири и Дальнего Востока, соратника Витуса Беринга… Линденау объездил почти всю Россию, но в итоге обосновался с семьей в этом сибирском краю.

Впрочем, шведских путешественников здесь было гораздо меньше, чем ссыльных. Во второй половине XVIII века Залари стали одним из многочисленных «полуэтапов» на Московском тракте — мест для ночевок ссыльных, идущих по этапу туда, где им предстояло отбывать наказание. «Полуэтап был расположен так же, как и все этапы и полуэтапы по сибирской дороге: во дворе, окруженном завостренными бревнами-палями, было три одноэтажных жилых дома. В одном, самом большом, с решетчатыми окнами, помещались арестанты, в другом — конвойная команда, в третьем — офицер и канцелярия», — так описывает Лев Толстой типичный сибирский полуэтап в романе «Воскресение». В Заларях до недавнего времени сохранялись деревянные строения полуэтапа, однако их предпочли снести, а не превращать в музей.

Многие ссыльные после отбывания наказания оставались в Заларинской волости. К XIX веку постоянное население Заларей достигло 2000 человек, а к концу века и без того благополучное селение получило очередную путевку в новую счастливую жизнь: через Залари прошла Транссибирская магистраль. А в 1906 году сюда в поисках лучшей доли хлынули новые переселенцы — аграрная реформа Столыпина начиналась бурно и успешно, а сельскохозяйственных земель в Заларинской волости хватало на всех. Украинцы, белорусы, чуваши, татары, мордва, вепсы и многие другие, включая загадочных голендр, обрели здесь новую родину, не забывая о своих корнях — компактные этнические поселения сохранились в Заларинском районе до сих пор.

Например, татарская община в Заларях — это в основном потомки переселенцев времен столыпинской реформы и тех, кто спасался от голода в Поволжье в 1920-х. До революции в Заларях была целая татарская улица и мечеть, которую при советской власти преобразовали в школу. Мирное сосуществование разных народностей давно стало здесь нормой жизни: в поселке построили новую церковь, Елизавето-Варваринскую, новая мечеть в проекте.

С дореволюционных времен Залари сохранили главное: статус волостного (районного) центра, станцию на Транссибе, Московский тракт (ныне трасса М53) и невероятное этническое разнообразие. С историческими памятниками дела обстоят хуже: каменную Никольскую церковь 1834 года разобрали еще в 1936-м, усадьба купцов Курсановых конца XIX века пребывает в крайне плачевном состоянии... Так что за наглядной историей стоит отправиться в Заларинский краеведческий музей (ул. Ленина, 50), который сами заларинцы считают главной достопримечательностью поселка.

Раньше музей располагался в здании кинотеатра, но несколько лет назад там случился пожар, многие экспонаты сгорели, здание так и не восстановили. Но усилиями энтузиастов (в первую очередь — неутомимого директора музея Галины Николаевны Макогон) удалось воссоздать полноценную экспозицию на новом месте. Помимо экскурса в историю освоения края, его этнический состав и участие заларинцев в Великой Отечественной войне, в музее можно почерпнуть массу полезной информации о достопримечательностях района, а заодно получить справку, как куда добраться. Из Заларей ходят автобусы и маршрутки во все населенные пункты района (правда, сообщение с тремя деревнями голендр — Пихтинском, Средне-Пихтинском и Дагником — нерегулярное).

Окрестности Заларей — приятное место для прогулок. Безлесные участки чередуются здесь со светлыми березовыми рощами, продираться сквозь тайгу не придется. По наиболее распространенной версии, своим названием поселок обязан именно этому пейзажу: Залари — «селение, находящееся по дороге за аларью». Исследователи считают, что название Аларь произошло от слова алары — «сухое, безлесное пространство», или от слова алар — «лесная роща», «лесок среди степи». И то, и другое вокруг Заларей имеется. Летом бонус к приятной прогулке — заросли дикой клубники.

В 15 минутах езды от райцентра находится поселок Троицк, где сохранился комплекс зданий некогда процветавшего винокуренного завода, основанного в конце XIX века.

Местные особенности

Гостиницы в поселке Залари:
«Белые Росы». Ул. Комсомольская, 23. Телефон: +7 (39552) 2-19-73.
«Фортуна». Ул. Кооперативная, 2. Телефон: +7 (950) 071-26-65.

История

Крупных поворотных событий в жизни Заларей было предостаточно, но местные краеведы продолжают делать удивительные открытия. Главный «разжигатель» интереса жителей к собственному прошлому — директор Заларинского краеведческого музея Галина Макогон. Записывая воспоминания старожила Я. Куцемилова, Галина Николаевна узнала о необычном эпизоде заларинской истории:

«1891, лето. В селе самое знаменательнейшее событие за все время существования. В Залари, путешествуя по России, прибывает цесаревич Николай (будущий царь Николай II). Единственный раз за все 300 лет в село пожаловала особа первого наивысшего сословия. Наследника престола встречали со всеми почестями. Царевич остановился в доме купца Якова Швеца. Дорога от дома Швеца до Никольской церкви, где было назначено торжественное богослужение, устлали красной дорожкой. Высочайших гостей от восторга народ обсыпал хмелем и зерном».

Rambler's Top100