Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Долгие годы само слово «Сочи» было синонимом слова «курорт». Люди отправлялись в Сочи не просто на отдых, но в другой мир, праздный и праздничный: элегантные набережные, соленые брызги, темные ночи, пальмы и фешенебельные по советским меркам отели. Простому человеку дорога в «Приморскую» или «Жемчужину» была заказана, попасть туда можно было лишь по большому блату, что добавляло притягательности.

В постсоветское время в атмосферу южного праздника хорошо вписались разнообразные культурные события, от фестиваля «Кинотавр» до летних игр КВН. И если вы помните Сочи именно таким, считайте, что вы здесь еще не были. Во всем виновата Олимпиада. И неважно, что она прошла не в самом городе, а в двух кластерах, прибрежном и горном в нескольких десятках километров от него. Сочи стал символом и центром события — административным, культурным и каким угодно.

В этом месте следует уточнить, что город Сочи — лишь центральная часть гигантской агломерации под названием «муниципальное образование город-курорт Сочи», или Большой Сочи. Из четырех районов Большого Сочи олимпийское строительство больше всего затронуло Адлерский район (там, собственно, и проходила Олимпиада) и Центральный район, т.е. сам город Сочи, который преобразился до неузнаваемости.

От прежнего вальяжного курорта за несколько лет почти ничего не осталось. Это уже не город туристов, привыкших ходить мимо Зимнего театра в шлепанцах и с надувным матрасом наперевес. Вместо курортной беззаботности — ажиотаж мегаполиса. Даже море как будто отошло на второй план. В преддверии Олимпиады реставрировали жилые кварталы, восстанавливали мосты, прорабатывали ландшафтный дизайн, а вот на с обновлением знаменитой сочинской набережной все было сложнее. Сейчас набережную открыли «в тестовом режиме», но фонари на ней пока горят с перебоями, ограждения нет, и покрытие положено не везде. Зато прямо на набережной установлены новые фонтанчики с питьевой водой, что уже оценили велосипедисты. Тут же скажем и про сочинский пляж — он галечный. Галька крупная, лежать на ней не очень удобно, но заход в воду пологий.

Городские кварталы разрастаются — не вширь, поскольку мешают горы, а в высоту. Сочи вдруг стал многоэтажным. И это, строго говоря, даже не отголоски олимпийской стройки — огромные жилые комплексы, вырастающие бессистемно и в горах, и на побережье, и в самом центре, возводят московские инвесторы в расчете на состоятельных жителей столицы, Краснодара и других крупных городов. Картину дополняют сложные транспортные развязки, нечеловеческое количество машин, бесчисленные торговые центры и прочие приметы мегаполиса. Многолетние транспортные проблемы Большого Сочи во время предолимпийского строительства превратились из хронической болезни в «острую боль», так что открытие современной магистрали, дублирующей главный Курортный проспект, стало огромным облегчением.

Знаковые достопримечательности, известные даже тем, кто в Сочи никогда не был, расположены в городском центре. Но понятие «центра» в Сочи растяжимое, то есть он буквально растягивается по берегам реки Сочи, от парка «Ривьера» на севере до сочинского Дендрария на юге. Парк «Ривьера», Зимний театр, Морской порт, вокзал, художественный музей и резиденция «Бочаров ручей» в микрорайоне Новый Сочи — это все Центральный район. И еще часть перетекла в Хостинский район, в знаменитый микрорайон Светлана, где находятся легендарные гостиницы «Светлана», «Жемчужина» и сочинский Дендрарий. Условная граница между Хостинским и Центральным районами проходит по реке Верещагинка, так что исторически эти кварталы называли Верещагинской стороной.

Обновленный Сочи уже не живет от сезона к сезону, впадая зимой в спячку в ожидании туристов. Теперь бизнесмены круглогодично приезжают сюда на конференции и встречи, состоятельные граждане покупают недвижимость с видом на море. Былой кавказский колорит из Сочи уходит. С улиц пропала чурчхела, даже традиционных ресторанов с шашлыком и живой музыкой становится все меньше. Вместо палаток с шаурмой и армянской выпечкой появляются кафе, в том числе сетевые, неотличимые от таких же в Москве или Калининграде. Открываются японские рестораны, множится число баров и «мужских» ночных клубов. Правда, и культурные мероприятия никуда не делись. Фестивалей, причем международного уровня, стало еще больше.

Однако очарование Сочи всегда заключалось в чем-то другом. Чтобы оставаться привлекательным, Сочи нельзя терять свою праздность. Это город, где в +10 женщины ходят в норковых шубах. Где утром можно пить холодное вино в ресторане с видом на море. Где люди, на время забывшие про русскую зиму, лениво обмахиваются веерами, жалуясь на липкую жару, и погружают тела в прохладные воды бассейнов… Хочется верить, что эта сладкая атмосфера русских субтропиковне не растает до конца. Стройные кипарисы, огромные лавровые деревья, лианы и бамбук не хотят сдавать позиции бетонным коробкам. Горожане с боем отстаивают каждую пальму, и при определенном ракурсе они все еще формируют здешний пейзаж.

Местные особенности

Сочи — очень дорогой город. От московского уровня отстают лишь цены за проезд в общественном транспорте. Центральный район — самый дорогой не только по сравнению с ценами в соседних районах (Адлер, Хоста, Дагомыс, Лазаревское и так далее), но и на фоне всех остальных черноморских курортов. Особенно это касается гостиниц. Например, в Адлере за схожие условия размещения берут в полтора-два раза меньше.

Старые советские гостиницы к Олимпиаде отремонтированы, так что сейчас в них вполне комфортно. Другой тип сочинских отелей — частные мини-гостиницы. Среди них есть и первоклассные, с Wi-Fi, завтраками и тренажерным залом, и совсем провальные места, хозяевам которых наплевать и на репутацию, и на количество гостей. Однако по соотношению цена/качество большинство отдыхающих отдает предпочтение частным гостиницам.

Пляжи в Сочи в основном муниципальные, лишь некоторые в районе Светлана приписаны к гостиницам. Узнать частные пляжи просто: на них расставлены шезлонги, есть зонтики и нет мусора. Городские пляжи выглядят куда скромнее.

Перед Олимпиадой модернизировали городской водопровод и очистные сооружения. Теперь воду можно пить просто из под крана, она мягкая и вкусная. Море тоже теперь немного чище, его не загрязняют случайными выбросами, как раньше.

Городские улицы стали удобнее для людей с ограниченными возможностями: появились пандусы, въезды на тротуары, увеличенные дверные проемы, светофоры со звуковыми сигналами и тому подобное.

Из минусов: строительная лихорадка привела к тому, что многоэтажные дома выросли даже в таких местах, где по причинам геологическим им стоять нельзя. Сочинцы рассказывают, что в «башнях» уже клинит шахты лифтов, идет перекос стен, так что новоселам никто не завидует.

Кроме того, строительство во многом нарушило экосистему.

Активный туризм в Сочи

Кроме привычного курортного расслабления, в Сочи и окрестностях развивают активный туризм. Выделяются три направления. Во-первых, экотуризм — 12 маршрутов по территории Кавказского заповедника, пешие, конные и даже зимние снегоходные туры.

Во-вторых, воссоздаются старые советские пешеходные маршруты. Большинство из них проходят через Cочинский национальный парк. Пока они охватывают Центральный, Хостинский и Адлерский районы. Один из самых популярных маршрутов: однодневный или двухдневный пеший тур с посещением Агурского ущелья, подъем по ручью Сванидзе. За день там можно увидеть около 16 водопадов и водоскатов разной категории. Есть маршрут на Ажекские водопады.

Третье направление — экстремальный туризм. Компания «Мастерская приключений» предлагает туристам и спелеопоходы, и каньонинг, и сплавы по реке Мзымта, и «Виа феррата» (альпинистский маршрут, оборудованный креплениями, скобами, растяжками и другими устройствами — «железный путь»). В зимний период «Мастерская» организует фрирайд-туры для горнолыжников и походы по снежным тропам. Все гиды этой компании имеют сертификаты по альпинизму и скалолазанию.

Транспорт в Сочи

Несмотря на запутанное административное устройство, потеряться в Сочи сложно. Главная магистраль, Курортный проспект (городской отрезок трассы М-27), идет вдоль побережья, большинство улиц и переулков — его перпендикулярные ответвления. Достаточно выйти на Курортный проспект, найти остановку и дождаться нужного автобуса, чтобы доехать в любую точку города, в аэропорт, на вокзал или в другие районы Большого Сочи. Платить за проезд, кстати, принято на выходе.

Пробки в Большом Сочи в последние годы были такие, что столичным жителям на свои грех жаловаться. В том числе и «президентские, как в Москве: когда высокие особы направляются в резиденцию «Бочаров ручей», город намертво перекрывают. Теперь, с открытием второго тоннеля через горы, дублирующего Курортный проспект, пропускная способность сочинских дорог увеличилась вдвое. Дублер это суперсовременная автодорога беспрерывного и бессветофорного движения с расчетной скоростью 100 км/ч.

Проблему пробок пытаются решить и с помощью ж/д транспорта: аэропорт, расположенный в Адлере, и центральный вокзал Сочи соединены аэроэкспрессом. Промежуточная остановка лишь одна, на ж/д станции Адлер. Стоимость проезда от аэропорта до станции Адлер — 50 руб., время в пути — 12 минут. От аэропорта до вокзала Сочи — 200 руб., время в пути — 30 минут.

Тут есть свои нюансы: если вы покупаете билет из аэропорта до станции Адлер, нужно садиться в первые два вагона. Считается, что вы приобрели билет на пригородный поезд, поэтому билет стоит 50 рублей. Но если вам нужно добраться от станции Адлер до аэропорта, те же 12 минут обойдутся в 200 рублей — по тарифу «аэропорт» (данные на конец 2013 года).

В Сочи огромное количество такси, и муниципальных, и частных. Дешевле пользоваться услугами официальных контор. Это касается и поездок в аэропорт — после появления аэроэкспресса сочинские таксисты перестали безбожно задирать цены. В начале 2013 года средняя стоимость проезда из центра Сочи до аэропорта составляла 1000–1500 рублей. В городе повсюду стоят инфокиоски, где вместе с картой города можно купить скидочную карту на такси. Это действительно выгодно.

Что привезти из Сочи

Сувениры на всех курортах Большого Сочи, в принципе, одинаковые. Самые актуальные сувениры сезона 2013/14 — игрушки, одежда, канцтовары, любые безделушки с олимпийской символикой. Они практически вытеснили традиционные ракушки и «деревья счастья». Игрушка-талисман средних размеров стоит 600 рублей, пара шариковых ручек с фирменным сочинским олимпийским узором обойдется в 60 рублей.

Съедобные гостинцы: каштановый мед, краснодарский (дагомысский) чай, травяные сборы, орехи (фундук и грецкие), варенье из маленьких сосновых шишек, чача, домашнее вино (правда, его лучше покупать через знакомых, хорошее вино давно стало дефицитом), абхазские специи. Своим медом славились и поселки Красной Поляны, но нужно подождать, когда пчелы «оклемаются» после олимпийской стройки. За медом лучше отправляться в село с говорящим названием Медовеевка.

Rambler's Top100