Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Турфирмы возят в село Истье только по индивидуальному запросу, в основном из-за местной уникальной достопримечательности — старинной доменной печи. Огромная сельская церковь Рождества Христова привлекает только отъявленных ценителей архитектуры — не потому, что церковь неинтересная, вовсе наоборот. Просто в Рязанской области огромные церкви в маленьких селеньях, готические замки и прочие шедевры знаменитых архитекторов — явление обычное. Кто-то подсчитал, что по количеству дворянских усадеб (а к ним обычно прилагаются красивые церкви) Рязанская область уступает только Ленинградской.

Правда, состояние большинства рязанских памятников архитектуры удручающее. Христорождественский храм в Истье не исключение: верующим его вернули в 1998 году, но реставрация идет крайне медленно, селяне явно не в состоянии своими силами восстановить такую махину. Церковь открывается только на время службы, а сами службы проводятся в помещении под колокольней — больше негде. Колокольня, кстати, высоченная — ее видно «за десять верст». С одной стороны, плоды соревнования местных помещиков очень украшают рязанские пейзажи, с другой — для восстановительных работ размер объекта имеет значение. Ведь ни заказчики, ни архитекторы не предполагали, что однажды их грандиозные творения надолго лишатся хозяев.

Церковь Рождества Христова в Истье возводили с 1810 по 1816 год. Лишь после завершения ее строительства деревня Истье стала селом (как известно, именно наличие церкви отличает село от деревни). До того деревня Истье входила в приход Воскресенской церкви соседнего села Залипяжье, на месте которой сейчас лишь поле.

Проектировал храм молодой столичный архитектор Василий Петрович Стасов, позже ставший одной из главных фигур зрелого русского ампира. Его же авторству принадлежат и появившиеся в 1790-х годах жилые строения усадьбы. В то время имением управлял Николай Хлебников, сын генерала-аудитора и известного библиофила Петра Кирилловича Хлебникова, купившего в 1773 году Истьинский завод. Церковь достраивалась уже чуть позже, при его сестре Анне Петровне, вышедшей замуж за Дмитрия Марковича Полторацкого, старшего сына известного екатерининского вельможи (и дядю Анны Керн).

Стасов для Полторацких стал не просто архитектором, но близким другом семьи. Как и Карамзин, работавший над «Историей государства Российского», он охотно пользовался перешедшей к Полторацким библиотекой Петра Хлебникова. Через Анну Петровну Стасов сблизился с Алексеем Олениным, президентом Академии художеств, и стал частым гостем его дома, где бывали такие люди, как Владимир Боровиковский, Николай Львов, Гавриил Державин, Василий Жуковский, Николай Карамзин, Иван Крылов, Петр Вяземский.

Изначальная форма церкви в Истье — двусветная ротонда прекрасных пропорций с невысоким куполом. Внутри ротонды по кругу под куполом над ионическими полуколоннами сохранились хоры, на которые когда-то вели две винтовые лестницы. Ротонда окружена белокаменной колоннадой дорического ордера, особенно характерного для почерка Стасова. Ряды колонн, которые смотрят на площадь, повторяются и с обратной стороны церкви, примыкающей к частному участку — кому-то повезло с видом из окна, хотя со стороны такое соседство выглядит немного комично.

Вблизи здание смотрится величественным, но не подавляющим. Сведущий в архитектуре зритель вспомнит о традициях благородного классицизма Андреа Палладио или «бумажной архитектуре» Пиранези.

В 1894–1898 годах к церкви была пристроена обширная, но вполне банальная трапезная с колокольней, а также сооружена не дошедшая до нас каменная ограда. В трапезной был придел, посвященный Николаю Чудотворцу.

Службы в церкви были прекращены с 1932 года. В 1998 году храм вернули верующим.

Rambler's Top100