Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Как и большинство селений на бескрайних югорских просторах, деревня Русскинская возникла на месте крупного стойбища хантов и получила название от хантского рода Русскиных. Случилось это в 1926 году, когда власть рабочих и крестьян посчитала нужным приобщить хантов к благам цивилизации. Трехэтажные многоквартирные дома, школа-интернат, баня — все это должно было приохотить хантов к оседлому образу жизни. Сегодня можно смело сказать, что эта затея с треском провалилась.

Согласно официальной информации, «население Русскинской составляет 1691 человек. Основной особенностью деревни является то, что почти половина населения (886 человек — ханты, манси, ненцы) ведет традиционный образ жизни, проживает на территории традиционного природопользования, вне границ муниципального образования «сельское поселение Русскинская», на «межселенной территории». Говоря проще, квартиры в кирпичных домах, подаренных хантам, стоят пустыми — оленеводы куда лучше чувствуют себя в тундре, рядом со своими стадами. А в небольших домиках частного сектора живут в основном русские.

Это не значит, что в Русскинской нельзя встретить хантов. Еще как можно. Кого-то привлекли блага цивилизации, и они все же осели тут, устроились на вполне обычную работу. Наезжают в деревню и жители тундры со здешней пропиской — повидать оседлых родственников, пополнить запасы патронов, соли или горючего. Распознать тундровых хантов несложно: они, особенно женщины, чаще одеты в национальные костюмы из оленьих шкур, расшитые бисером. Это не показная экзотика для туристов, а необходимость: в тундре никакой пуховик не согреет так, как оленья парка.

Тундровые ханты тоже отдают должное благам цивилизации. Кроме лабаза, в котором оленеводы пополняют запасы патронов, соли и топлива, в деревне есть школа-интернат. Ежегодно в конце лета сюда с дальних стойбищ привозят детей, чтобы те могли получить среднее образование. Учебная программа здесь особая: кроме стандартных математики, литературы и русского, школьникам дают уроки родного хантыйского языка. На физкультуре к обычным прыжкам и бегу прибавляются метание аркана и традиционная борьба. Но самое интересное начинается после уроков. Бисероплетение и резьба по кости — это еще цветочки. Школьников учат ремонтировать снегоходы, стрелять и ориентироваться в лесу. Короче говоря, в тепличных поселковых условиях хантыйских детей готовят к настоящей жизни — к тундре.

В конце марта численность хантов в Русскинской возрастает в разы: в поселок с дальних стойбищ съезжаются представители коренных народов на праздник охотников, рыболовов и оленеводов. Деревня ненадолго превращается в центр хантыйской культурной и спортивной жизни: начинаются состязания по метанию аркана, гонки на оленьих упряжках, открывается огромная ярмарка, на которой мастера предлагают меховую одежду, талисманы из кости и рога.

Туристов на празднике, конечно же, встречают с распростертыми объятьями. Тут же можно купить настоящие серьезные северные сувениры — если этим легкомысленным словом можно назвать очень дорогую и очень теплую одежду или обувь из оленьих шкур работы местных мастеров.

Местные особенности

Еще один способ ближе познакомиться с бытом хантов — посетить открытый в 1991 году Центр национальной культуры. Это и музей, демонстрирующий материальную сторону хантыйского быта, от утвари до игрушек, и площадка для выступлений — при центре есть фольклорный ансамбль. А если вы хотите купить или пошить на заказ традиционную одежду, стоит обратиться именно в Центр национальной культуры: изделия лучших русскинских мастеров ни на рынке, ни в магазине не продаются.

Тайга и тундра кормят не только местных оленеводов. Оседлые ханты, да и русское население деревни, не занятое в нефтяной промышленности, живут теми же дарами северной природы. Охотники и рыболовы промышляют на реках и в лесу, а таксидермисты из особенно удачных трофеев делают чучела на продажу. Один из таких мастеров — Александр Павлович Ядрошников — неплохо известен за пределами Русскинской. В его Музее природы и человека собраны чучела почти всех крылатых и четвероногих обитателей Югры.

Что привезти из Русскинской

Разумеется, в сезон на въезде в поселок продают таежные ягоды. Зимой ягодная торговля закрывается: люди стараются не разбазаривать запасы. Но в Центре национальной культуры всегда можно узнать, не продает ли кто излишек заготовленной клюквы или морошки.

Желающим приобрести северные сувениры стоит быть готовым к ломовым ценам. Традиционные сапоги из оленьей шкуры (кисы) могут стоить около 15 тысяч рублей, а цена оленьей шубы часто переваливает за сто тысяч. Зато в такой одежде тепло и удобно даже в сорокаградусный мороз.

Rambler's Top100