Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Чаще всего туристы фотографируют Торжок с автомобильного моста через реку Тверцу. Излучина реки, крутой берег, деревянные дома — типичный среднерусский пейзаж, однако его совершенно преображает пышный ансамбль Борисоглебского монастыря. Монументальный, очень неожиданный, совсем не средний и не очень-то русский по своей архитектуре. Неудивительно, что монастырь стал главной достопримечательностью Торжка и затмил все два десятка городских храмов. Ограничить знакомство с ним парой эффектных фотографий с моста — обокрасть себя самого. Большое, конечно, видится на расстоянии, но тут стоит присмотреться к деталям.

Имея вид совершенно европейский, Борисоглебский монастырь отчаянно стремится стать самым древнерусским. По монастырским преданиям, он был построен боярином Ефремом в 1038 году и является, таким образом, одной из трех старейших обителей России. Наука по поводу даты основания сомневается: все, что пока нашли археологи на территории монастыря — остатки собора, построенного на рубеже XII и XIII столетий смоленскими мастерами. Зато это единственный домонгольский каменный храм на всем пространстве между Великим Новгородом и Ростовом, так что Борисоглебский монастырь и впрямь уникален. Новгородский «пригород» Торжок, в те времена солидно именовавшийся Новым Торгом, действительно процветал, раз мог позволить себе каменный собор.

Сегодня из всех зданий действующего монастыря отреставрирована и открыта для посетителей только Введенская церковь. Этот храм, возникший, если не считать последующих переделок, в конце XVII века, входит в сложный архитектурный комплекс вместе с двухэтажной трапезной, ярусной колокольней и прочими пристройками. Но общий эффектный облик Борисоглебского монастыря определяют другие, более поздние сооружения — Борисоглебский собор и Спасская церковь.

Их автор Николай Александрович Львов, выдающийся приверженец русского палладианства, был уроженцем Тверской губернии, питал к ней особую любовь и построил в родных местах немало прекрасного. В том числе и в Торжке. Главный храм монастыря — Борисоглебский собор, который естественно смотрелся бы в какой-нибудь европейской столице — был возведен по проекту Львова в 1786-1795 годах. В плане здание образует равносторонний крест, каждый из четырех фасадов украшен портиками дорического ордера. Венчает эту мощную, но изящную и выразительную глыбу массивный восьмигранный барабан с куполом, окруженный четырьмя главками поменьше — каноническое русское пятиглавие, с трудом опознаваемое в такой классицистской композиции.

Причудливая надвратная Спасская церковь (1804-1811) великолепно видна практически со всех точек города. Некоторые исследователи также приписывают ее проект Львову. Римская башня, как с гравюр Пиранези, многоярусное сооружение с колоннами, портиками и шпилем уходит в небо на 55 метров. Свечная башня (1809), соседка Спасской по монастырской стене, по контрасту выглядит как пряничный домик и уравновешивает античное величие церкви, да и всей монастырской стены XVIII века, традиционно напоминающей крепостную. В комплексе все это смотрится как гимн русскому классицизму, создавшему идеальную картину на месте, выбранном еще древнерусскими монахами.

В советское время в монастыре попеременно размещались тюрьма строгого режима, трудовой профилакторий для алкоголиков и, много позже, Всероссийский историко-этнографический музей. Годы нецелевого использования сделали своё дело — сегодня монастырь в жутком состоянии. Борисоглебский собор закрыт, стены Введенской церкви, когда-то покрытые фресками, пришлось оштукатурить под новые росписи. В Спасскую церковь можно попасть либо по договоренности с братией (что маловероятно), либо по-пиратски — сквозь дыру в дощатых воротах. Лишь внутри становится понятен истинный масштаб потерь. Перекрытия обрушились, пол нижнего яруса устилают горы мусора. Поверх фресок XIX века вандалы оставили ценные свидетельства новейшей истории в духе «здесь был Вася», и явно видно, что кто-то целенаправленно сбивал лики святых и ангелов. Но если преодолеть мусор и подняться по недавно установленной крепкой деревянной лестнице на смотровую площадку церкви, оттуда открываются живописнейшие виды.

Местные особенности

В монастыре нет возможности по размещению паломников на любой срок.

По вопросам, касающихся экскурсий и размещения паломнических групп обращаться к руководителю миссионерско-просветительского отдела Григорьевой Елене Михайловне по телефону: +79106469442.

История

Если верить житийной литературе XVII века, монастырь основал боярин Ефрем, конюший князя Владимира Красно Солнышко. Ефрем будто бы променял госслужбу на монашескую жизнь, узнав, что его брата Георгия, слугу святого князя Бориса, убили вместе с господином. В печали он построил на берегу Волги монастырскую Борисоглебскую церковь. Неясно только, почему древнерусские книжники, тщательно собиравшие любые упоминания о первых русских святых Борисе и Глебе, целых пятьсот лет ничего не знали об этом. К тому же, канонизация князей состоялась лишь в 1072 году, и до того посвященная им церковь появиться никак не могла. О брате Георгия и Моисея Угрина по имени Ефрем в древних летописях и житиях тоже не упоминается. Первые же сведения о самом Торжке относятся к 1139 году, а монастырь явно не старше города.

С присоединением Новгорода к Москве обитель оказалась забыта, и лишь при Иване Грозном в ней возобновилось строительство — к древнему собору пристроили два придела. Тогда же состоялось и обретение мощей святого Ефрема Новоторжского, основателя монастыря. Чуть позже появилось его житие, автор которого и обозначил родственные связи человека, умершего четырьмя веками раньше.

В Смутное время монастырь был сожжен. По легенде, вся братия вместе с архимандритом Константином погибла в трапезной церкви.

В конце XVII века в обители были обретены мощи Аркадия Новоторжского — его считают учеником преподобного Ефрема. Тогда же начинает оживать после Смуты и обитель, вырастают колокольня и Введенский храм с трапезной (1672). В начале XVIII века к ним добавились стены, изящная ярусная Входоиерусалимская церковь (1717) и настоятельский корпус.

К закладке нового Борисоглебского собора приложила руку сама Екатерина. В 1784 году ради сооружения столь значительного храма древнее здание времен новгородского владычества разобрали. Огромный иконостас собора был написан сами Владимиром Боровиковским. Однако от убранства закрытого в 1919 году монастыря сегодня не сохранилось практически ничего.

Rambler's Top100