Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Если коротко — историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» был создан на базе Воскресенского мужского монастыря. Если вникать в детали — все намного драматичнее. Музей фактически стал для Нового Иерусалима спасением: после революции монастырь собирались разрушить. Истринцы (вернее, воскресенцы) отстояли свой главный памятник, а главное — спасли от разграбления.

Истру заняли фашистские войска. Эсэсовцы сделали то, чего не сделали большевики: взорвали монастырь, что не смогли вывезти — уничтожили. Но сотрудники музея все же успели спасти самые ценные экспонаты до прихода немцев. Спасенное вывезли в Казахстан. Там, в Алма-Ате, некоторые экспонаты музея — церковные облачения и утварь XVI века — использовались как реквизит в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Монастырь был разрушен, а музей после войны продолжал жить — хотя экскурсии возобновились только в 1961 году. Монастырь восстанавливался. Музей рос. Он уже давно перестал быть «охранной грамотой» при архитектурном памятнике. Перерос вновь отстроенные монастырские стены. В восьмидесятых на территории монастырского парка (он же — «Гефсиманский сад» на картах «подмосковной Палестины») появился отдел, посвященный деревянному зодчеству, своеобразный «музей в музее», пусть и небольшой: всего три экспоната. Часовня, постоялый двор и шатровая ветряная мельница (настоящая, в 50-е годы она еще использовалась по назначению) нередко появляются в отечественных фильмах и сериалах. За монастырскую стену переместилась и часть художественной выставки. Это полотна, написанные художниками XVIII—XIX века; более современные творения находятся в выставочном корпусе. Конечно, музею тесно в монастырских стенах — монастырь попросту не для этого строился. На двух с половиной тысячах квадратных метров, отведенных под выставочные площади, едва помещается сотая часть музейной коллекции.

В недалеком будущем все изменится. Долгое время в музее работали только выставочный корпус и крестьянская изба. Мельницу в зимний период можно осмотреть лишь снаружи. Все еще идет грандиозная реставрация Воскресенского монастыря, которая закончится в 2016 году. Новое современное здание музея площадью 28 тысяч квадратных метров открылось в конце ноября 2014 года. Часть экспонатов заранее перевезли туда, поэтому в выставочном корпусе можно было увидеть не все из 180 с лишним тысяч единиц хранения. Теперь же экспозиция увеличится почти вчетверо. Появится, в частности, целый раздел, посвященный истории, культуре и быту Подмосковья с XVII по середину ХХ века. В художественном разделе можно будет, наконец, рассматривать полотна Айвазовского, а не блики от ламп на стеклах. Реставрационные мастерские и фондохранилища нового музея станут принимать экспонаты со всей области.

Rambler's Top100