Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Храм Тхаба-Ерды — жемчужина заповедного Джейрахского района Ингушетии, где количество древних памятников на душу населения и так многократно превышает все мыслимые пределы. Но даже на этом фоне тысячелетний христианский храм сильно выделяется: слишком много загадок с ним связано.

Ингушетия. Храм Тхаба-Ерды. Фото: Павел Пелевин/Strana.Ru. Strana.Ru
Ингушетия. Храм Тхаба-Ерды. Фото: Павел Пелевин/Strana.Ru

Церковь Тхаба-Ерды стоит между селами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, на правом притоке реки Ассы, недалеко от границы с Грузией. А вот сколько столетий она здесь стоит — загадка. Ученые начали проявлять активный интерес к необычной постройке еще в конце XVIII века, но до сих пор так и не смогли придти к единому мнению. Дата сооружения этого храма в различных исследованиях «плавает» в рамках 700 лет, от VIII и до XIV века включительно. Если правы сторонники ранней датировки (а их в последние годы все больше), то Тхаба-Ерды однозначно является одним из древнейших христианских храмов на территории России.

Нет единого мнения и по поводу названия храма: одни переводят Тхаба-Ерды как «Две тысячи святых», другие — как «Наша вера», третьи считают, что Тхаба-Ерды — это искаженное Тома-Ерда, т.е. храм святого Фомы.

Планировка церкви очень проста, что уже говорит о ее древности. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку находятся они в совершенно случайных местах. За свой «мафусаилов век» храм несколько раз подвергался пластическим операциям в исполнении совершенно разных «хирургов».

Традиционное ингушское женское платье. Фото: Игорь Стомахин/Strana.Ru. Strana.Ru
Традиционное ингушское женское платье. Фото: Игорь Стомахин/Strana.Ru

На западном фасаде храма есть т.н. «ктиторская» (ктитор = заказчик храма) композиция, целиком составная. В ее центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но чудесным образом была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма «асомтаврули», которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X — первой половиной XI века.

Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой (особенно на Востоке) субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Так что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим.

Тхаба-Ерды. Фасад храма. Фото: Павел Пелевин/Strana.Ru. Strana.Ru
Тхаба-Ерды. Фасад храма. Фото: Павел Пелевин/Strana.Ru

В тимпане восточного окна в Тхаба-Ерды изображен Самсон, борющийся со львом, и две фигуры (вероятно, ктиторов), предстоящих Христу. Предмет в руках самой левой фигуры, преподносимый Христу, считается моделью купольной церкви — хотя его выветренность не позволяет сделать окончательные выводы.

Сложности с датировкой возникли по причине «многослойности» храма. По всей видимости, в истории Тхаба-Ерды было три строительно-восстановительных периода: VIII-IX века, рубеж Х-ХI веков и позднее средневековье, ХV-ХVI века. При этом древнейшие части храма явно указывают на грузинское и армянское происхождение мастеров (схожие детали были обнаружены в храмах Грузии и Армении VII — XI веков), тогда как исполнение перекрытий, поддерживающих их арок и пилонов явно относится к вайнахской (ингушской) строительной традиции. А световые проемы в виде стрельчатых окон в южной стене храма — распространенный прием в поздней горской архитектуре (например, храм Георгия в осетинском Дзивгисе).

Ингушские исследователи считают, что изначально здесь могло находиться древнее святилище, возведенное вайнахскими мастерами в честь языческого божества, и позже переделанное в христианский храм по мере проникновения на эти территории грузинского (а вместе с ним и христианского) влияния.

{center-incut:id=25282573|text= Храм Тхаба-Ерды внутри. Фото: Павел Пелевин/Strana.Ru}}

Так или иначе, Тхаба-Ерды лучше один раз увидеть, чем издалека разгадывать его загадки. Монументальная базилика сложена из различных по размеру и виду камней, точно подогнанных друг под друга. Стены метровой толщины. Косые лучи солнца проникают внутрь сквозь узкие стрельчатые окна. Высокие остроконечные арки делят пространство храма на четыре части. Крест и купель в алтаре вытесаны из камня. Многочисленные узоры и барельефы на внешних стенах можно долго разглядывать, угадывая символы на истертых временем, ветрами и дождем камнях. Вокруг стоит абсолютная, не нарушаемая ни единым звуком тишина.

Кажется невероятным, что в спорах о том, какая церковь на территории современной России самая древняя, люди даже не подозревают о существовании этого удивительного храма, «законсервированного» в далеком горном краю с давно не христианской репутацией.

А ведь Тхаба-Ерды удивителен еще и тем, что на протяжении веков являет собой материальный пример переплетения архитектурных и культурных традиций тысячелетней давности. Этот храм — своеобразное послание древних обитателей этих мест своим потомкам, редкое свидетельство существовавших на Северном Кавказе исторических связей.

В подготовке обзора были использованы не только личные впечатления корреспондентов Strana.ru, но и фрагменты доклада историка архитектуры Д.В. Белецкого и доктора искусствоведения А.Ю. Казаряна «Храм Тхаба-Ерды. Переплетение архитектурных традиций в Горной Ингушетии», 2009. Всем, кто глубоко интересуется этой темой, рекомендуем доклад исследователей к обязательному прочтению.

Расположение памятников истории и архитектуры на территории Джейрахского района. Strana.Ru
Расположение памятников истории и архитектуры на территории Джейрахского района

История

Тхаба-Ерды, как и многочисленные башенные комплексы горной Ингушетии, давно покинут людьми. И дело не в том, что наполовину христианская, наполовину языческая Ингушетия в XIX веке стала мусульманской. Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром «страны башен», как называют горную Ингушетию. В Тхаба-Ерды собирался «Мекх кхел» — совет (суд) страны, на котором старейшины устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, меры наказания, вопросы торговли. Кроме того, в храме созывали общенародные сходы и готовились к военным походам.

XX век принес Тхаба-Ерды и временное забвение, и возрождение интереса ученых — сначала советских, позже — из уже независимых России (Ингушетия, Чеченская республика, Северная Осетия, Москва), Грузии и Армении. Первые археологические раскопки и последующая реставрация храма проводились в 1969-1971 годах, многие артефакты и научные работы сейчас находятся в музеях разных суверенных государств, что осложняет работу исследователей. И все же совместная работа продолжается: храм открыл далеко не все свои тайны, и это лучшая «приманка» для пытливых ученых.

Тхаба-Ерды, впрочем, не избежал «неприятностей» новейшего времени. Двухскатная крыша храма буквально режет глаз: она покрыта ярко-красной, явно новодельной, черепицей. Говорят, что в истории с крышей виноваты военные: будучи навеселе, они забавы ради стреляли по храму с вертолета. Потом крышу восстановили, но по вечному принципу «хотели как лучше, получилось как всегда».

Сейчас храм потихоньку реставрируется, причем силами единственного волонтера. С разрешения властей этот подвижник самостоятельно восстанавливает Тхаба-Ерды и некоторые башенные комплексы.

Храм планируют заново освятить. Прихожанами могут стать русские пограничники, служащие в горной Ингушетии.

Rambler's Top100