Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Говорят, что у Леонида Ильича Брежнева было три особенных увлечения: автомобили, женщины и цирк. В отличие от советских машин и советских женщин, советскому цирку это принесло практическую пользу: в 1971 году в СССР появился самый большой стационарный цирк в мире — Большой Московский на проспекте Вернадского.

Помимо брежневской любви, строительство гигантского цирка было обусловлено двумя причинами. Во-первых, архитектурной гигантоманией: советский цирк по определению должен быть больше всех в мире. Во-вторых, тенденциями конца 1960-х годов, когда артисты выходили из камерных залов на стадионы. На огромной арене можно было совмещать и скрещивать все жанры циркового искусства, от самых мобильных до тех, которые требовали сложных технических приспособлений.

До 1971 года в Москве существовал один стационарный цирк — на Цветном бульваре. Он остался «старым цирком», который зрители любят именно за традиционность, а гигант на проспекте Вернадского стал принципиально новым и уникальным по своему оснащению сооружением.

В нем два манежа — основной и репетиционный. Даже для стационарного цирка это роскошь, поскольку для двух манежей нужно огромное пространство. Репетиционный манеж — это цирк без блесток. Здесь одновременно воздушный гимнаст терзает себя на кольцах, жонглер неустанно укрощает рассыпающиеся кегли, дрессировщик до отчаяния убеждает медведя крутить педали велосипеда в одном темпе… Много часов боли, пота и терпения, чтобы с привычной улыбкой выйти под луч прожектора на основной манеж. Точнее, на один из пяти, поскольку основной манеж Большого цирка способен быстро трансформироваться в бассейн, ледовый каток, конную арену, иллюзионный манеж (он имеет множество люков, где «исчезают» артисты или декорации) и светодиодный манеж.

Следить за трансформациями из зала могут 3 310 человек. Именно из-за этого знаменитые советские клоуны отказывались работать в цирке на Вернадского: клоуну нужен контакт со зрителем «глаза в глаза». Когда перед тобой три тысячи пар глаз, это задача почти неразрешимая. Единственным, кому удалось преодолеть эту преграду, был великий клоун Олег Попов.

Но из зрительного зала картина абсолютно другая — в громадном пространстве человек не теряется. Возможно, дело в динамике представлений: программы в цирке на Вернадского очень насыщенные, номера меняются молниеносно, так что не успеваешь оторвать взгляд от манежа. При этом не исчезает традиционно теплая цирковая атмосфера. Постановщики номеров спрашивают зрителей, понравились ли им трюки, словно видят каждого из трех тысяч и каждому, от восторженного первоклассника до его усталых родителей, хотят угодить, как когда-то — генеральному секретарю.

Важно

Цирк, в отличие от театра, это зона смертельного риска — без преувеличений. В цирке все взаимосвязано, и артист, выполняющий трюк, подобен поезду на рельсах. Если кто-то собьет его с этих «рельсов», последствия могут быть трагическими. Поэтому за кулисами посторонним нельзя бродить в одиночку, без сопровождения работника цирка.

Нельзя сидеть спиной к манежу. Это старое цирковое правило — не суеверие, а техника безопасности: необходимо следить за тем, что происходит на арене. Бывали случаи, когда акробаты срывались и падали в зал или животные убегали с манежа.

Местные особенности

Светодиодный манеж представляет собой экран, на котором появляется определенный видеоряд. Такие экраны обычно используют на концертах в качестве декораций, но концертные светодиодные экраны очень хрупкие — по ним, например, нельзя ходить на каблуках. А по цирковому светодиодному манежу спокойно прыгают акробаты и бегают медведи.

Технология смены манежей заслуживает отдельного разговора — до появления цирка на Вернадского такой системы не было нигде в мире. Проектировщикам пришлось решать труднейшие задачи: во-первых, манеж очень тяжелый; во-вторых, он должен крепиться намертво, иначе лошадь, например, на качающийся пол просто не пойдет. Не сразу, но решение удалось найти (снова помогло особое расположение руководства страны): использовали систему подъема, разработанную для ракетного комплекса «Тополь». Поскольку технология была секретной, из всего коллектива цирка в несколько сотен человек доступ к «внутренностям» манежа имели всего пять. Гриф «строго секретно» сняли только к концу 1990-х годов.

В СССР активно строились стационарные цирки, и к концу 1980-х годов их было уже 64. В мире таких цирков тогда насчитывалось не более десятка. Россия до сих пор остается рекордсменом по количеству стационарных цирков — сейчас их в стране 45.

Rambler's Top100