Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Один из самых популярных московских музеев расположился в старинном особняке Луниных на Никитском бульваре. Снаружи — дворянская классика старой Москвы, торжественный главный фасад, лоджия с колоннами. Внутри — длинные лестницы и огромные залы, пытающиеся сдержать в рамках витрин фантасмагорию искусства Востока. Скифы мы, не скифы, но лица музейных статуй совсем не похожи на наши.

Искусство Кореи, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), Индии, Ирана. Искусство Кавказа (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), Средней Азии и Казахстана, Бурятии, Монголии и Тибета. Искусство народов Севера — якутов, чукчей, ненцев. Отдельно — живопись Закавказья и Средней Азии XIX и начала ХХ века с портретами черноглазых женщин и чудными пейзажами. Отдельно — творчество Рерихов. И это только постоянные экспозиции.

Спойлер: в мировом масштабе самыми ценными считаются музейные коллекции нэцке и окимоно, Сюто Садаму (японская живопись Нихонга), китайского фарфора XVI-XX веков и китайских же народных картин.

Но в музее Востока экспонаты предпочитают сами рассказывать свои истории. По пути от залов Средней Азии к залам Дальнего Востока можно проследить, как от региона к региону меняется сложность, декоративность и даже тяжесть украшений. Древнее искусство резьбы по кости раскрывается по-разному в залах Северной Азии и Китая. Предки современных якутов, чукчей, эскимосов перенесли свою языческую фантазию на предметы быта, тогда как китайцы тратили годы жизни на медитативное создание сложнейших безделушек — вложенных друг в друга резных шаров из слоновой кости, которые дремучие европейцы прозвали «дьявольскими шарами», или похожую на рыбу «драконовую лодку», где даже спустя столетия можно разглядеть черты лица каждого из крохотных гребцов.

Невообразимое в современном мире подчинение не утилитарности, но чистой красоте предмета: из носорожьего рога вырезана изящная крышечка домика для сверчков, из горного хрусталя — подставка для кистей. Для влажных кистей. И подставка — в форме горной гряды… В XVII веке неизвестный художник тушью изобразил на бумаге и шелке, как «Ван Сичжи наблюдает за гусями», а после работы наверняка поставил влажные кисти в хрустальную горную гряду.

После зала с высокоценной россыпью крошечных нецкэ и окимоно для пущей зрелищности устроен второй японский зал, где царит огромная фигура белого орла на фоне великолепной ширмы. Орел, говорят, самая большая в мире скульптура из слоновой кости. Раз «самая большая», то без русского следа не обошлось. Скульптура «Орел на сосне» и ширма «Бурное море» — коронационный подарок императора Мэйдзи Николаю II. Еще цесаревичем Николай посетил Дальний Восток, первым из всех российских царственных особ. Есть версия, что эти дары — еще и своеобразное извинение японского императора за неприятный инцидент в Оцу. Во время путешествия по японской земле на Николая Романова было совершено покушение — хотя есть и другая версия, что инцидент был никак не связан с политикой, а цесаревич что-то не поделил с охраной местного заведения с баядерками. История милосердно скрывает детали под флером версий.

При всем духовном родстве азиатских залов обнаруживаются неожиданные различия, достаточно внимательнее посмотреть на изваяния Будд с облупившейся позолотой. Японские Будды — суровые и пузатые. Будды из бирманского Мандалая — улыбчивые и изящные. Тайские и лаосские Будды худы, пальцы у них длинные, мочки ушей — до плеч, на лице — почти хитрая улыбка.

Или вот куклы традиционных театров ваянг пурво и ваянг голек с острова Ява. Первые — плоские кожаные, для театра теней. Вторые — тростевые, объемные, с пугающими лицами, раскрашенными десятками цветов. Такие куклы могут и взрослому присниться в кошмаре. Но еще больше пугают маски для буддистской мистерии цам — один посетитель, глядя на одну из масок, ошалело произнес: «Такое с похмелья увидишь — пить бросишь навсегда».

На Востоке неведомо русское похмелье. На Востоке все иное, все движется по-другому. В московском музее Востока Шива танцует, худой, как подросток. Рядом пляшет Апсара, небесная танцовщица. Кришна-Вишну играет им на флейте. Только стеклянная витрина, смотрительница и сигнализация удерживают их от побега.

Важно

С 20 января 2012 года в музее Востока изменился режим работы. Теперь музей открыт ежедневно (кроме понедельника) с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30. По четвергам музей работает на 1 час дольше, с 11:00 до 21:00. Касса — до 20:30.

Местные особенности

Стоимость билетов: взрослый — 200 рублей, школьники и студенты дневного отделения — 50 рублей, иностранцы — 300 рублей. Ветераны Великой Отечественной, инвалиды, сотрудники других музеев, студенты художественных ВУЗов, члены многодетных семей и дети дошкольного возраста — бесплатно. В третью среду каждого месяца бесплатно посетить музей могут все желающие моложе 18 лет.
Фотосъемка — 150 рублей, видеосъемка — 250 рублей.

В музее Востока проводятся тематические экскурсии, стоимость варьируется от 200 до 2000 рублей в зависимости от «категории граждан». При музее действуют кружки, где за умеренную плату (300-350 рублей) можно получить бесценные навыки игры на восточных музыкальных инструментах или научиться рисовать. В музейном лектории читают, соответственно, лекции — можно пойти только на одну или приобрести абонемент на тематический цикл. В последние годы стали пользоваться популярностью лекции-концерты, сочетающие развлекательные и познавательные элементы — в самый раз для детей и подростков.

Трижды в неделю — в пятницу в 17:00, в субботу в 15:00 и 17:00, в воскресенье в 15:00 и 17:00 — в музее проходит чайное действо. Не столь продолжительное и умиротворенное, как настоящая чайная церемония, но весьма познавательное. Фамильярно выражаясь, «чай для чайников». Каждую неделю здесь пробуют новый чай. Стоимость участия — 450 рублей, билеты в кассе музея.

Расписание и анонсы текущих выставок и событий в музее Востока — в нашей Афише.

История

Массовый интерес к Востоку проник в Россию, как водится, с Запада. В конце XIX века на пике моды была Япония — в каждом приличном мещанском доме полагалось иметь японскую ширму, японский веер и, желательно, японскую игрушку.

По словам Натальи Каневской, ведущего научного сотрудника сектора Дальнего Востока ГМВ, «если в конце XIX века просто покупали японские, китайские и прочие восточные предметы, зачастую не понимая их смысла, то в начале ХХ века уже появился интерес к восточной философии, появились специалисты в области языка, искусства. Начался взлет как китаистики, так и японистики. Но взлет был недолгим — интерес к Японии, конечно, пошел на спад после русско-японской войны, первого несчастья России в ХХ веке. Потом — революция и новые проблемы…»

Но в начале ХХ века люди состоятельные, с тонким чутьем на тенденции и обладающие хорошим вкусом, могли себе позволить приобрести более ценные вещицы, чем ширма и веер. Одним из них был Петр Щукин, известный купец и меценат, брат Сергея Щукина, чью коллекцию картин французских художников — Монэ, Матисса, Гогена, Пикассо — сегодня можно увидеть в Эрмитаже и Пушкинском музее.

А Петр Щукин предпочитал собирать старинные гравюры, предметы русской старины и старины восточной — из Персии, Индии, Китая. Даже открыл «Щукинский музей» на Малой Грузинской улице. В 1912 году Петр умер, а музей остался.

После революции восточная коллекция Петра Щукина и легла в основу фонда будущего музея Востока. Многое досталось из частных коллекций других «эксплуататоров» — промышленника Павла Ивановича Харитоненко, парфюмера Анри Брокара, а также известнейших востоковедов и художников того времени — А.М.Позднеева, Н.С.Мосолова… Позже коллекция пополнялась дарами частных лиц (среди дарителей был знаменитый искусствовед, художник и реставратор И.Э.Грабарь), перераспределением предметов из госфондов, а с началом научной деятельности — «трофеями» из археологических экспедиций и плодами собирательской работы музейных сотрудников на местах.

Днем рождения Государственного музея Востока считается 30 октября 1918 года — в этот день было принято решение об основании музея «Искусство Азии». Первая экспозиция открылась для посетителей уже в 1919 году.

Но долгое время музей оставался «беспризорным» — первое постоянное здание было выделено лишь в 1930 году. Музей на долгие годы «поселился» в совершенно не подходящем для музейных задач здании церкви Илии Пророка по ул. Воронцово Поле, 16.

Тем не менее, период с середины 1930-х по начало 1940-х годов был для Музея очень плодотворным. Сотрудники музея активно изучали и популяризировали искусство молодых республик советского Востока, из зарубежных стран приоритетами стали дружественные тогда Китай и Иран. А вот интерес к Японии был смертельно опасным. По словам Натальи Каневской, «Япония была вражеским государством, особенно в 1930-е годы — вспомните хотя бы Халхин-Гол. Даже печатать статьи по японскому искусству запрещалось».

Вообще в советское время этапы развития музейной коллекции можно отслеживать по событиям в мировой геополитике. Например, 1950-е годы — эпоха победных народных революций в Китае, Северной Корее и Вьетнаме, получение независимости Индией, некоторыми странами Ближнего Востока и Северной Африки. Тогда музею были переданы в дар огромные коллекции китайского и индийского искусства.

1960-е годы — увеличение числа археологических и закупочных экспедиций, расширение связей со странами Азии и Африки, недавно освободившимися от колониальных режимов. В 1962 году, кстати, музей получил свое нынешнее название — до этого он назывался Государственным музеем восточных культур.

Коллекции, полученные в дар от дружественных стран, приобретали дополнительную политическую ценность. Негоже им было ютиться в неподходящем здании. И в 1970-е годы начались большие работы по ремонту и реконструкции нового здания Музея по Никитскому (тогда — Суворовскому) бульвару. Переезд в величественный особняк Луниных состоялся в 1984 году.

Этот особняк в стиле московского классицизма заслуживает отдельного рассказа. На этом месте в 1787 году архитектор Назаров построил трехэтажный дом для князей Путятиных. В 1802 году участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М.Лунин, родственник декабриста М.С.Лунина. В московском пожаре 1812 года особняк сгорел. Хозяева начали отстраиваться в 1814-м, начав с флигеля и хозяйственных построек. К строительству главного дома привлекли архитектора Доменико Жилярди, который с 1818 по 1821 год возводил известный ныне особняк с коринфскими колоннами и длинным чугунным балконом. Но в 1821 году Лунин умер, его вдова продала недостроенный главный усадебный дом Коммерческому банку, а семейство переехало в правый флигель. Через два года банк выкупил весь участок и находился там до 1917 года. С 1984 года в «доме Луниных» расположился Музей искусства народов Востока.

Сегодня фонды Музея насчитывают около 160 тысяч предметов искусства и культуры, почти две трети которых составляют археологические материалы. Подавляющее большинство экспонатов — это оригинальные памятники, датирующиеся от эпохи неолита до наших дней. В Музее имеется большая научная библиотека (свыше 80 тысяч единиц хранения), в фондах которой хранятся редкие, а порой и единственные в Российской Федерации издания по восточному искусству.

Еще в музее находится 282 картины Николая и Святослава Рерихов — в постоянной экспозиции представлены далеко не все. Музей Востока вот уже который год не может поделить это наследие с Международным центром Рериха. Все стараются выполнить волю Святослава Николаевича, но трактуют ее по-разному. Есть в музее и мемориальный кабинет Николая Рериха с его архивами и библиотекой. Материалы получены в 1977 году в дар от президента музея Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе.

Музейное фондохранилище, реставрационные мастерские и научная библиотека располагаются на улице Воронцово поле в здании бывшей церкви Илии Пророка.

Rambler's Top100