Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Посреди густых лесов Нижегородской области, в Балахнинском районе, затеряно село Юрино. Там, на небольшом кладбище, стоит деревянная церковь Казанской иконы Божьей Матери, похожая на теремок с главкой. Церковь действующая, в нее регулярно ходят немногочисленные жители села, и это не просто старый храм в глуши, а по-настоящему уникальный исторический и архитектурный памятник.

Церковь в Юрине — древнейший деревянный храм Нижегородской области, для церковной архитектуры которой XVII век — лишь «начало отсчета». Родным братом Казанской церкви является, ни много ни мало, Казанский собор на Красной площади, снесенный в 1936 году и воссозданный в 1993 по чертежам Петра Барановского. Оба храма были воздвигнуты князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, предводителем Народного ополчения 1612 года, на собственные деньги в честь освобождения Москвы от польско-литовской оккупации.

Путь Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Февраль-август 1612<br>Иллюстрация: Алиса Новодворская / Strana.ru. Strana.Ru

Путь Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Февраль-август 1612
Иллюстрация: Алиса Новодворская / Strana.ru

Юрино — родовая усадьба Пожарских. Сразу после победы над интервентами князь поставил в имении церковь. Предполагаемые даты строительства — 1613-1615 годы (собор появился позже). Оба храма посвящены иконе Казанской Божьей Матери — считается, что она покровительствовала ополченцам.

Историки сходятся во мнении, что Казанская церковь в Юрине была домовой церковью князей Пожарских. Именно поэтому ее нет в списке приходских церквей Балахнинской десятины. Кладбищенским храмом она стала после того, как княжеская семья перебралась в близлежащее село Вершилово — там у Пожарских была усадьба побогаче юринской.

Примечательно, что Казанская церковь — очень редкий образец клетской церкви без алтарного прируба. Проще говоря, по строению она скорее напоминает часовню, хотя является полноценным храмом с алтарем. Подобный храм есть только в Карелии — шатровая церковь Николая Чудотворца в Муезерском монастыре, также построенный в XVII веке.

Каким чудом Казанская церковь дожила до наших дней — загадка. От усадьбы Пожарских к началу ХХ века не осталось и следа, а бывшая домовая церковь достояла до реставрации в 1998 году. Конечно, к тому времени она основательно обветшала: северная стена сильно накренилась из-за сгнивших бревен, южная деформировалась от полуразрушенной крыши. Фундаментом служили большие камни, установленные по углам сруба. Крыльцо, пристроенное в XIX веке, дышало на ладан. Но в целом церковь оставалась такой же, какой была задумана при князе Пожарском. Конструкция сруба, элементы кровли, часть декоративной внутренней отделки, детали оконных и дверных проемов сохранились без изменений. Например, волоковое окно — вырубленное в двух бревнах горизонтальное отверстие, которое закрывали (заволакивали) заслонкой.

В 1998 году Казанская церковь была отреставрирована. Работами руководил архитектор Юрий Самойлов — он фактически заново открыл храм, про который официальные власти попросту забыли, и разработал план восстановления. Теперь к воссозданной Казанской церкви возят туристов, и она значится во всех путеводителях по Нижегородской области.

История

Если Самойлов открыл Казанскую церковь в XX веке, то в XIX честь ее открытия приписывают нескольким людям. Один из кандидатов — архимандрит Макарий (Миролюбов). В своем труде «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», вышедшем в свет в 1860 году, он приводит описание церкви и рисунок ее фасада с западной стороны. Кроме того, Макарий установил, что церковь была построена при князе Пожарском.

Другой вероятный первооткрыватель — священник Василий Алексиев, благочинный села Черного Балахнинского уезда. Сохранился его «репорт» в Нижегородскую духовную консисторию от 1 марта 1827 года, поданный в связи с циркуляром МВД от 31 декабря 1826 года «касательно доставления сведений об остатках древних зданий». В нем Василий Алексиев писал: «Мною найдена заслуживающею внимания по древности в принадлежащем приходе к селу Бурцову сельце Юрине упраздненная деревянная церковь. Ибо оная церковь, по словам престарелых тутошних людей, строена назад тому около 200 лет князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, жившем при том селении с боляры Озеровским и Богдановым, и близь 50 лет упразднена по малоприходству за вывезением людей в немалом количестве помещиками в другие разные места. Впрочем, сия церковь, теперь находящаяся по неимению в ней священных сосудов кроме престола и жертвенника и не во всё неудобная к священнослужению, в ведении изреченного села вотчинного начальника и виду наружного еще не изменила, как разве рядами шестью обнизла в землю. Замечания же в ней достойно то, что для алтаря наружного обыкновенного при ней не имеется, а для священнослужения место преграждено иконостасом в настоящей ее части; еще стоят замечания в сей церкви и окны, из коих два в вышину около трех четвертей, а в ширину двух, а четыре же окна имеют по шести кубических вершков. А чтоб и на следующие веки продолжить ее бытие, то о подведении под ее каменного фундамента и покрытии ее железом на сем покорнейшем репорте мнение свое и открываю».

Предложения Алексиева, судя по всему, услышаны не были. Архимандрит Макарий через два десятка лет тоже отмечал «весьма ветхое» состояние Казанского храма. Внимания к себе бывшая домовая церковь князей Пожарских дождалась только через полтора века.

Rambler's Top100